Музыкальная драматургия, очевидно, подразумевает сложность и
изысканность исполнения, "не простоту" музыкальных фраз,
ориентированность на классическую симфо-музыку и школу игры, и
театральность постановки выступления.
Рок-музыка, зародившись в середине ХХ века, как жанр, естественно, стала
развиваться в разных направлениях. Одна часть исполнителей, Бон Джови,
Стинг, Стиви Уандер и др. тяготели к эстраде, группы типа Дорз, Битлз,
Джетро Талл, Роллинг Стоунз - к балладно-романсным музыкальным
отношениям, собственно, рок-н-роллу как таковому, как принято определять
ядро данного жанра. Вообще, о музыкальной драматургии в таких "живых"
культурных явлениях, как рок-музыка, рэп, панк-музыка можно говорить с
достаточной степенью условности. Например, рок-опера "Иисус Христос
Супер Стар", с которой, собственно, и началась история музыкальной рок
драматургии, - театрализованное шоу с сотнями исполнителей, гигантскими
декорациями, огромными залами и тысячами зрителей, и она идет с успехом
вот уже тридцать лет. Взятый отдельно от визуального шоу, саундтрек к
этой рок опере - вполне рок-н-рольная музыка, которую можно поставить в
один ряд с произведениями таких групп, как Спейс, Кинг Кримпсон, Пинк
Флойд. По "симфоничности", понятой, как "сложность", - это не менее
изысканные и драматургичные произведения. А если лазерное шоу,
сопровождавшее все выступления вышеуказанных групп сравнить с
театрализованными интерьерами рок опер, то мы увидим поразительную
близость того, что в театральной среде называется "рок-опера", а в среде
рок-н-ролльной - "симфо-рок".
Если рассмотреть историю чисто рок опер, то мы увидим поэтапное движение
двух видов искусства друг к другу. Театралы, пытаясь "оброкенролить"
свое театральное действо, движутся к музыке. Музыканты - обогащают свои
выступления на публике театрализованными представлениями.
Поэтому, "драматургичность", на наш взгляд, - это, с одной стороны,
сложность, "симфоничность" собственно музыкального произведения, с
другой стороны - это театрализованность исполнения.
Как выше уже указывалось, первой рок оперой стала "Иисус Христос
Супер-звезда". Америка 70-х буквально взорвалась ошеломляющим успехом
музыки и театрального шоу этой постановки. Через некоторое время
появился фильм с одноименным названием. Кинорежиссеры мира, как будто
почувствовали веяние времени, и начали выпускать музыкальные фильмы,
театральные режиссеры - ставить рок оперы. В России, которая, конечно,
не могла отставать от Америки ни в чем, почти одновременно появляются 2
постановки: "Звезда и смерть Хоакино Мурьеты" и "Юнона и Авось". Успех и
той и другой - впечатлял. В кино - "Собака на сене", "Труффальдино из
Бергамо", "Д Артаньян и три мушкетера".
Расцвет движения хиппи, поклонявшихся музыке и цветам, фестиваль
"Вудсток", триумфальное шествие по миру "Битлз" - все это расцвет
рок-н-ролла 70-х. Но это, так сказать, ядро жанра. По обочинам -
симфо-рок или рок оперы и эстрада. Отдельно, примыкая к ним, стоят
барды, панк-рок и хэви-металл. И там и там и там присутствует
драматургия, понятая как "театральность" и сложность музыки, и там и там
- страстное желание петь, "выпевать жизнь"... но все проходит.
Кончилось время цветов, хиппи выросли, стали бабушками и дедушками, а
новое поколение слушает новую музыку в более яркой ритмичной упаковке.
Время рок опер проходит, и седеющий Александр Грацкий вместе с Жан
Мишель Жарром медленно перемещаются по направлению к Свану.
|