Русская опера
Совершенно иными представляются музыкально-драматические особенности
русских композиторов, таких, как Бородин, Мусоргский, Чайковский,
которые, продолжая старые традиции, вводят в оперное искусство ряд новых
специфических направлений. Огромные исторические панорамы Мусоргского
"Борис Годунов" и "Хованщина" - относительно новое направление в мировом
оперном искусстве, названное "народная музыкальная драма", своеобразный
музыкальный эквивалент эпопеи выдающегося русского писателя Льва
Толстого "Война и мир".
Модест Мусоргский
Мусоргский вошел в историю мирового музыкального искусства как гениально
одаренный музыкант-новатор. Характерные черты его творчества -
самобытность, оригинальность, правдивость, народность музыки; сочетание
выразительности и изобразительности, психологическая проницательность,
своеобразие музыкального языка, синтезирующего речевое начало с
песенным; отказ от исторически сложившихся форм и рационалистических
схем во имя жизненной правды. Несмотря на замечания П.И. Чайковского,
любившего вворачивать в свои критические статьи эпитет: "Грязь а-ля
Мусоргский".
Вершина творчества Мусоргского - его оперы. По силе, правдивости,
глубине воплощения, как индивидуальных образов, так и народных масс,
зрелому реализму, своеобразию драматургии (он сам писал либретто к своим
операм), яркости национального колорита, волнующему драматизму, новизне
музыкально-выразительных средств такие произведения, как "Борис
Годунов" и "Хованщина", не имеют равных в мировой оперной музыке.
Творчество Мусоргского оказало большое влияние на развитие отечественной
и зарубежной оперных культур.
Вся сила таланта Мусоргского раскрылась в опере "Борис Годунов",
написанной по трагедии А. С. Пушкина в 1869 году. В ней Мусоргский
проявил себя как мастер психологических портретов, написанных
музыкально-драматическими средствами. С потрясающей силой передана в
музыке драма царя Бориса, раскрывается его трагически противоречивый
образ, равного которому не знала мировая оперная литература. Обращение к
историческому сюжету дало основание развить народные образы,
представленные в опере и "единой массой" в народных хорах и отдельными
личностями.
В 70-е годы Мусоргский вновь обратился к русской истории. Его привлекли
события конца 17-го века - стрелецкие бунты и движения раскольников. По
совету Стасова, композитор в 1872 году принялся за работу над оперой
"Хованщина". Обладая незаурядными литературными способностями, либретто к
этой опере Мусоргский написал сам.
|