Каталог статей

მთავარი » სტატიები » Музыка » Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев
                            
                                  

                                             
Прокофьев Сергей Сергеевич - выдающийся советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии в семье агронома. Уже в раннем детстве обнаружил выдающееся музыкальное дарование. С 5 лет обучался игре на фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В 1902-1903 году брал уроки у Р. М. Глиэра. В 1904 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1909 году по классу композиции А. К. Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я. Я. Витола), В 1914 - по классам фортепиано у А. Н. Есиповой и дирижирования у Н. Н. Черепнина. С 1908 года начал выступать как пианист с исполнением своих произведений в Петербурге, Москве, а позднее и за рубежом.
Лучшие ранние произведения Прокофьева отличаются острой характерностью музыкальных образов, то дерзко-насмешливых, то темпераментно-волевых. В русской и мировой музыке тех лет искусство Прокофьева выделялось молодой энергией, задором, жизнерадостностью, свежестью и обаянием. Композитор создал свой мужественно-импульсивный, чеканный фортепианный стиль. Прокофьев увлекался экстравагантными сюжетами, далёкими от современности, остро-саркастическими гротескными образами, лишёнными реалистического содержания; музыка его была порой отмечена нарочитой гармонической жестокостью, изломанностью мелодии.
В 1918-1932 Прокофьев жил за рубежом, сначала в США, а с 1921 года во Франции. В начале этого периода Прокофьев создал несколько произведений, задуманных ещё в России (3-й фортепианный концерт, 1921, опера-сказка "Любовь к трём апельсинам" по К. Гоцци, 1919,пост.1921, и др.). В дальнейшем Прокофьев пережил серьёзный творческий кризис, вызванный отрывом от родной страны. В его произведениях 1923-1933 года надуманность и изощрённость музыкального стиля (опера "Огненный ангел" по одноименному роману В. Я. Брюсова (1927, на сцене не исполнялась, как и ранняя опера "Маддалена", 1911); поставленные в Париже балеты "Стальной скок" (1925, пост. 1927), "Блудный сын" (1928, пост. 1929) и др.). В 20-30-е г. Прокофьев разъёзжал по многим странам мира с авторскими концертами. Выступая как пианист, Прокофьев покорял слушателей виртуозным блеском и темпераментностью своего самобытного исполнительского искусства. Большим успехом сопровождались его выступления в бывшем СССР (с 1927 года).
Ёёё В 1932 году Прокофьев окончательно возвратился на родину. Тесная связь с новой, советской действительностью, постоянное сотрудничество с мастерами, советской литературы, театра и кино обогатили творческую деятельность композитора значительными идеями, благородными этическими замыслами. Прокофьев занял одно из почётных мест в ряду активных строителей советской музыкальной культуры. Композитор с увлечением работал в излюбленной им области оперной и балетной музыки. Он создал оперы: "Семён Котко" по повести "Я сын трудового народа" В. П. Катаева (1939, пост. 1940), "Обучение в монастыре" по комедии "Дуэнья" Р. Щедрина (1940, пост. 1946), "Война и мир" по одноименному роману Л. Н. Толстого (1942, концертное исполнение 1944, пост. 1-й части 1946, 2-я ред. оперы 1953, пост. 1955), и множество балетов. В эти же годы им был создан ряд кантатно-ораториальных и других произведений.
Поворот к подлинно реалистическому искусству, проникнутому глубокой человечностью, лирической одухотворённостью и драматизмом, с наибольшей силой сказался в таких произведениях Прокофьева, как балет "Ромео и Джульетта", отмеченный шекспировской мощью образов и ярким реализмом музыки, явился крупным достижением советского и мирового балетного искусства. Кантата "Александр Невский" по-новому раскрыла в музыке тему патриотизма русского народа. Русское национальное начало с большой силой и своеобразием воплощено также и в других произведениях Прокофьева, посвящённых героическому прошлому России (музыка к кинофильму "Иван Грозный", опера "Война и мир"), темам советской современности (кантата "Здравица", 1939), образам народной сказки (балеты "Золушка", "Сказ о каменном цветке"). Человечность, гуманистическая направленность искусства Прокофьева, живописная выразительность образов с большим обаянием выражены в его музыке о детях и для детей (симфоническая сказка "Петя и волк" для чтеца и оркестра, 1936, сюита "Зимний костёр" на текст С. Я. Маршака, 1949, фортепианный сборник "Детская музыка", 1935, ряд песен).
Творчество Прокофьева оказало заметное влияние на многих советских, а также зарубежных композиторов. Его произведения постоянно исполняются выдающимися пианистами, скрипачами, симфоническими оркестрами во всех странах мира. Балеты "Ромео и Джульетта" и "Золушка" с успехом идут на многих сценах России и других стран.
Творческое наследие Прокофьева включает св.130опусов, в том числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и ряд других симфонических сочинений (сюиты, увертюры и др.), 8 концертов, 14 сонат, камерные ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы, романсы, песни, хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.
კატეგორია: Прокофьев | დაამატა: nukria (14.04.2012)
ნანახია: 379 | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]
მოგესალმები Гость