Гюстав Курбе
Вразвитии реалистического искусства в Европе имя французского живописца
Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был одним из тех, кто,
опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в своем
творчестве важнейшие принципы реализма, открыто провозгласил их, защищал
и пропагандировал, указывая на демократическую природу этого явления. В
1855 году Курбе выставляет свои произведения в отдельном павильоне,
названном им "Реализм".
Первые значительные полотна художник создал в период 1849-50 года:
"Послеобеденный отдых в Орнане", "Дробильщики камня" (не сохран.),
"Похороны в Орнане". Они связаны с его родным городом Орнаном (почему
Курбе иногда и называют "мастером из Орнана"). В них Курбе стремился
обобщить конкретные жизненные наблюдения, в каждом герое угадывая судьбу
целого поколения, типические характеры современников. Картину "Похороны
в Орнане", где показана траурная процессия, художник трактует как
произведение исторического жанра. На полотне большого формата он
изображает множество людей, большей частью написанных с натуры, еще
больше подчеркивая реальность происходящего. Стремление к обобщению
приводит Курбе к созданию столь сложного произведения, как "Мастерская
художника" (1855, Лувр, Париж), не случайно названного им "реальная
аллегория". В центре картины- фигура самого художника, вокруг которого в
громадном пространстве ателье располагаются различные персонажи: часть
из них можно узнать по другим картинам Курбе, часть как бы является
"аллегорией" различных слоев населения и профессий.
Наиболее известные произведения Гюстава Курбе "Деревенские барышни"
(1851). Также художник создавал социально-критические произведения
"Возвращение кюри с приходской конференции" (1862, эскиз, не сохран.).
Курбе осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной
критикой (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости
искусства-произведения "Встреча", "Здравствуйте, господин Курбе!" (1854,
Музей Фабра, Монпелье), "Ателье"(1855, Лувр)- аллегорические
композиции, в которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих
картин и друзей. В некоторых произведениях Курбе проявились черты
салонного искусства-"Источник" (1868, Лувр). Живописная манера Курбе
отличается предметной осязаемостью, четкой фактурой мазка, сдержанным,
порой суровым колоритом, основанным на мягких грациях тонов. Пейзажи
Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы
("Море у берегов Нормандии", 1867, ГМИИ).
Сделав своим девизом "правду в искусстве", Курбе следовал реалистическим
принципам творчества во всех жанрах, будь то портрет, пейзаж или
натюрморт. Деятельность художника поддерживали ведущие художественные
критики того времени, сторонники демократического обновления общества. В
1871 году в дни Парижской Коммуны Курбе был вместе с восставшими ,
участвовал в сносе Вандомской колонны, которая воспринималась народом
как символ торжествующего буржуазного общества. За это он поплатился
изгнанием в Швейцарию в 1873 году. После длительных судебных
разбирательств художника приговорили к уплате огромной суммы на
восстановление Вандомской колонны.
Творчество Курбе вместе с творчеством Ж. Ф. Милле, О. Домье, художников
барбизонской школы составило мощное движение в искусстве Франции
середины прошлого века. Идеи Курбе были восприняты многими художниками
других стран. На наследие мастера из Орнана опирались и многие
французские мастера последующего поколения, например Э. Мане и
импрессионисты.
В этом произведении "Дробильщики камня", не сохранившемся к нашему
времени Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека.
|