Эжен Делакруа
Эжен Делакруа - французский живописец. Крупнейший представитель
прогрессивного романтизма. Учился в 1816-22 в Париже. Выступил как
смелый новатор с полными напряжённого драматизма картинами на
современные, исторические, литературные темы, воплощая в них сильные,
мужественные характеры, большие чувства, свободолюбивые идеалы. Внёс в
живопись необычайную выразительность цвета, богатство полутонов и
рефлексов, свободную, импульсивную манеру письма. Общественным событием
становилось появление таких картин Делакруа, как "Данте и Вергилий",
"Резня на Хиосе", - глубоко жизненная трагическая сцена из борьбы
греков против турецкого ига, "Свобода на баррикадах," в которой
символический образ свободы окружён фигурами реальных учасников
революции 1830 года.
В дыму канонады Свобода - цветущая и мощная женщина - ведет на приступ
народ Парижа; в блеске июльского солнца ее величавые формы кажутся
скульптурно выпуклыми. Сцена происходит в самом сердце Парижа, у
городской ратуши; в глубине справа виднеются дома Сите, над которыми
возвышаются башни Нотр Дам. Воодушевленный трехцветным знаменем,
захваченный успехом революции 1830 г., Делакруа приступил к работе 20
сентября, чтобы прославить в большой композиции это столь значительное
событие. В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил
картину в Салоне. Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных
посетителей, которые к тому же упрекали художника за то, что он показал
только "чернь" в этом героическом действии. На салоне 1831 года
министерство внутренних дел покупает "Свободу" для Люксембургского
музея. Через 2 года "Свободу", сюжет которой посчитали слишком
политизированным, убрали из музея и вернули автору. Король купил
картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства
буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору
(1839). В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 - Вторая империя.
Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. В последние
месяцы Второй империи "Свободу" снова рассматривали как великий символ, и
гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды.
Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В
это время Делакруа переписывает ее вновь. Возможно он делает темнее
ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. В 1863
году Делакруа умирает у себя дома. Через 11 лет "Свобода" снова
выставляется в Лувре.
Многие произведения Делакруа исполнены на сюжеты произведений Шекспира,
Гёте, Байрона, В. Скотта ("Смерть Сарданапала"). В 30-40 годах
определился характерный для Делакруа круг романтических тем и образов.
Он пишет яркие по замыслу полотна на темы древней и средневековой
истории ("Правосудие Траяна", "Взятие крестоносцами Константинополя"), а
после поездки в Северную Африку - картины, поэтично и красочно,
рисующие жизнь народов Алжира и Марокко ("Алжирские женщины",
"Марокканец, седлающий коня"). Делакруа успешно работал и в области
монументальной живописи. Во многих поздних произведениях Делакруа
обращался к отвлечённым романтическим вымыслам, к поискам чисто
живописных эффектов. В то же время им были созданы полные реалистичной
смелости портреты., пейзажи, натюрморты, акварели, рисунки.
|