Яков Протазанов
(1881-1945)
Яков Александрович Протазанов родился в 1881 году, в Москве, в мещанской
среде. Окончил Московское коммерческое училище Работа служащего конторы
его не увлекала, поэтому, получив небольшое наследство, он уезжает за
границу путешествовать и в Париже посещает студию "Патэ". И все же
приход Протазанова в кино (1907) внешне выглядел поступком случайным,
даже легкомысленным. Родные и друзья знали, что молодого человека
увлекает карьера инженера. Поступив переводчиком в московскую кинофирму
"Глория", будущий режиссер, возможно, и сам считал этот шаг случайным
эпизодом, продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства,
который уже в ту пору величали "чудом XX века". Тем не менее, испробовав
несколько профессий, Протазанов пробует себя в качестве сценариста.
Любовь к литературе, поэзии помогла ему довольно скоро обратить на себя
внимание серьезностью трактовок. И вот он уже режиссер. До эмиграции
(1920) Протазанов снял около 80 фильмов. Имя его получает широкую
известность. В череде киноподенщины ему удается создать несколько
картин, ставших для своего времени настоящими кинооткрытиями, отмеченных
актуальностью проблематики, изобразительностью режиссуры,
художественным вкусом и смелостью в поисках построения кадра, мизансцены
и законов монтажа, Следование за идейным смыслом литературного
источника сочетается у него с пытливой работой по выявлению средствами
кино художественной фактуры произведения Протазанов открыл для экрана
ряд выдающихся актерских имен: И. Мозжухин, О. Гзовская, В. Орлова, П.
Бакшеев и др. Будучи горячим поклонником Художественного театра,
режиссер не скрывает в своем творчестве ориентации на метод
прославленного коллектива. Прежде всего это ощущается в тщательной
психологической разработке характера и мотивов его поведения, что, в
свою очередь, заставляет режиссера выбирать темы для своих картин по
принципу их общественной значимости. Отсюда интерес Протазанова к
серьезной литературе, к классике. "Война и мир" (1915, совместно. с В.
Гардиным), "Николай Ставрогин" ("Бесы", 1915), "Пиковая дама" (1916),
"Семейное счастье" по А Толстому (1916), "Андрей Кожухов" по
Степняку-Кравчинскому (1917). В 1918 г. Протазанов ставит одну из лучших
своих картин "Отец Сергий" с постоянным и любимым актером И. Мозжухиным
в главной роли. Этому фильму суждено было достойно венчать конец
важного периода как в становлении русского кино, так и в биографии
самого режиссера. Шедевр Протазанова, не утративший и сегодня своего
художественного впечатления, убедительно доказывал, что в лице
Протазанова мировой кинематограф приобрел одного из выдающихся мастеров
набиравшего силу экранного искусства, тонкого и самобытного художника.
Поэтому, оказавшись за рубежом (Париж, Берлин), русский мэтр получает
приглашения лучших киностудий, где и снимает шесть картин Творчество
режиссера в эти годы не прошло бесследно для его французских и немецких
коллег, можно смело говорить о влиянии его искусства на творческий рост
этих кинематографий (особенно немецкой). В 1923 году Протазанов,
поддавшись на уговоры руководителя студии "Русь" М. Н. Алейникова,
возвращается на родину и сразу же приступает к съемкам "Аэлиты". Он
пристально приглядывается к новому для него миру, к советскому быту, он
осторожен в выборе тем, однако именно в 20-е годы расцвел во всем блеске
его талант комедиографа "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трех
миллионах"
(1926), "Дон Диего и Пелагея" (1927), "Праздник св. Йоргена" (1930)-в
этих комедиях сочетаются лукавая усмешка и сатирическая оценка, тонкий
лиризм и непосредственность интонации. И снова, как прежде, открытие
актерских имен И. Ильинский, А. Кторов, М. Климов, В Марецкая, М. Жаров,
Н Баталов, А. Войцик, позже Н. Алисова Комедии Протазанова, обрастая
зрительскими легендами, надолго стали частью общественного сознания
Связав свою творческую судьбу со студией "Межрабпом-Русь" (позже
"Межрабпомфильм"), режиссер благодаря своему авторитету становится
бесспорным лидером этого киноколлектива Вокруг него образуется молодая
группа последователей, которых можно назвать "протазановской школой" Ю.
Райзман, Я. Уринов, С Комаров, А Роу, отчасти К. Эггерт Не избежал
влияния мастера и Вс. Пудовкин 20-е годы, самый яркий и плодотворный
период в творчестве зрелого мастера, завершились для него и
окончательным выбором своего жанра По замыслу режиссера, он должен был
стать в его планах доминирующим. Уже в фильме "Марионетки" (1934) он
успешно доказал, что кинопамфлет, достаточно редкий на экране, не только
актуален, но и сулит оригинальные возможности в раскрытии средствами
кино острых политических вопросов.
К сожалению, политическая обстановка в стране, сложившаяся в 30-е годы,
не позволила Протазанову развить начатое Он обращается к классике и
ставит картину "Бесприданница" по пьесе А. Островского (1936) Отмеченная
несомненным художественным вкусом, чарующей операторской работой М
Магидсона, великолепным актерским ансамблем, имевшая в прокате огромный
зрительский успех, эта постановка явилась по существу последней
значительной работой большого мастера
Культурный, опытный режиссер с мировым именем так и не вписался в новые
условия советской действительности. И последнее десятилетие его жизни
превратилось в тоскливую, мучительную дорогу к забвению. Фильмы: 1912: Анфиса, Уход великого старца; 1914: Драма у телефона;
1915: Сашка-семинарист, Война и мир (совм. с В. Р. Гардиным), Николай
Ставрогин (Бесы); 1916: Пляска смерти, Пиковая дама, Семейное счастье,
Женщина с кинжалом; 1917: Сатана ликующий, Андрей Кожухов; 1918: Малютка
Элли, Отец Сергий; 1921: Ночь любви (Франция); 1922: Тень греха
(Франция); 1923: Паломничество любви (Германия); 1924: Аэлита; 1925: Его
призыв, Закройщик из Торжка; 1926: Процесс о трех миллионах; 1927:
Сорок первый, Дон Диего и Пелагея; 1928: Белый орел; 1930: Праздник св.
Йоргена; 1931: Томми; 1934: Марионетки; 1936: О странностях любви,
Бесприданница; 1940: Салават Юлаев.
|