Каталог статей

მთავარი » სტატიები » Античный мир » Птолемей

От эпициклов Птолемея к законам Кеплера

От эпициклов Птолемея к законам Кеплера

В 1453 г. под ударами турок-османов пал Константинополь. Прекратила свое существование Византийская империя. Многие греческие ученые и деятели культуры бежали в Италию и в другие страны Европы, перевозя с собой те сочинения античных авторов, которые им удалось спасти.

По времени конец Византии почти совпал с разрушением Самаркандской обсерватории и с гибелью Улугбека. Эти события наряду с наступлением эпохи Возрождения определили роль Западной Европы в дальнейшем развитии науки вообще и астрономии в частности.
На протяжении трех предшествовавших веков в астрономии шла борьба между сторонниками представлений Аристотеля о небесных сферах и системы мира Птолемея с ее сложной комбинацией кругов: деферентов, эпициклов, эксцентров и эквантов. Представления Аристотеля достигли Европы в обработке ученика Ибн Туфейля Мухаммада ибн Рушда, более известного в Европе под именем Аверроэс .
Система Аристотеля - Аверроэса привлекала своей стройностью и простотой, хотя она не позволяла вычислять точные положения планет, как система Птолемея. Последнее обстоятельство склоняло чашу весов все более на сторону системы Птолемея. К середине XV в. ее торжество стало полным, тем более, что появились греческие тексты "Альмагеста".
Папа римский Николай V (1447 - 1455), оказавший гостеприимство греческим ученым, бежавшим от турок, стремился собрать в Ватиканской библиотеке как можно больше рукописей античных ученых, чтобы организовать их перевод на латынь. Перевод "Альмагеста" он поручил своему секретарю Георгию Трапезундскому (1396 - 1484), греку по национальности. К декабрю 1451 г. перевод был завершен, причем Георгий добавил к нему комментарии к "не совсем правильным местам". Этот перевод архиепископ Никколо Перотто назвал "не латинским, а варварским, со многими ошибками".
Между тем "Альмагестом" заинтересовался кардинал Иоанн Виссарион (1403 - 1472), человек весьма образованный. Он хорошо знал древнегреческий, сам занимался литературной деятельностью и способствовал в этом другим. Три рукописи "Альмагеста" из Ватиканской библиотеки содержат его пометки на полях, а одна из них переписана большей частью его рукой.
Убедившись в низком качестве перевода Георгия Трапезундского, Виссарион решил было сам сделать перевод "Альмагеста", но его многочисленные обязанности, связанные с кардинальской должностью, мешали этому. В 1460 г. Виссарион как папский легат прибыл в Вену, где познакомился с профессором математики Венского университета Георгом Пурбахом.
Астроном Георг Пурбах (1423 - 1461) еще до приезда Виссариона начал работать над "Сокращенным изложением астрономии", основанным на "Альмагесте" Птолемея. При этом н столкнулся с многочисленными неточностями и ошибками латинского перевода Герардо Кремонского, сделанного с арабского текста, который тоже возможно был не прямым переводом с греческого, а переводом с сирийского языка. Пурбах решил поехать в Италию и там найти и перевести на латинский язык греческий текст "Альмагеста". К этой работе он привлек своего ученика Иоганна Мюллера (1436 - 1476) родом из Кенигсберга (во Франконии), более известного под латинским именем Региомонтан. Оба ученых уже собрались выехать в Италию, как вдруг Пурбах неожиданно скончался. Региомонтан поехал один, изучил греческий и сделал если не полный перевод, то, во всяком случае, достаточно по дробное изложение "Альмагеста". Его учителями в греческом языке оказались... Георгий Трапезундский и Теодор из Газы. Региомонтан оказался способным учеником, не побоявшимся вскоре выступить против своего учителя. Он не только завершил работу Пурбаха, но и перевел комментарий Теона. Перевод Георгия Трапезундского он на звал "тяжелым и неприятным, так что, если бы Птолемей вдруг ожил, он не узнал бы самого себя". И Региомонтан написал специальное сочинение "Защита Теона против Трапезундского", заслужив глубокую ненависть и самого Георгия и его сыновей. В Италии он пробыл семь лет, после чего еще около трех лет проработал в Венгрии.
В 1476 г. Региомонтан приехал в Рим, где внезапно скончался. Первые шесть книг "Альмагеста" в переводе Пурбаха с примечаниями и дополнениями Региомонтана были изданы в Венеции лишь через 20 лет после смерти последнего - в 1496 г. Это было первое издание "Альмагеста", с которым познакомился прибывший в те годы в Италию для изучения наук молодой Коперник.
Только в 1515 г. в Венеции был напечатан полный латинский вариант "Альмагеста" в переводе Герардо Кремонского, а в начале 1484 г. старший сын Георгия Трапезундского Андреас представил "Альмагест" в переводе своего отца со своим предисловием и с посвящением папе Сиксту IV. Но Сикст IV умер в августе 1484 г. Из-за постоянных франко-итальянских войн издание задержалось на целых 45 лет. Лишь в конце 1528 г. его осуществил в Венеции Лука Гаурик, профессор математики из Неаполя (производивший и некоторые астрономические наблюдения). Это издание было затем повторено дважлы: в 1541 г. в Базеле Иеронимом Гемузеусом и в 1551 г. там же Освальдом Шреккенфуксом, который напечатал не только "Альмагест", но также "Четырехкнижие", "Центилоквиум", "Географию" Птолемея и "Гипотипозис" Прокла Диадоха. В 1538 г. в Базеле Симон Гринеус осуществил первое издание греческого текста "Альмагеста". В 1549 г. в Виттенберге - известном центре протестантской науки - была издана на греческом и латинском языках первая книга "Альмагеста" с предисловием известного деятеля Реформации Филиппа Меланхтона (1497 - 1560). Интересно, что это издание было выпущено спустя всего шесть лет после выхода первого издания труда Коперника "О вращениях...", причем издателем был астроном и математик, профессор Виттенбергского университета Эразм Рейнгольд (1511 - 1553), автор первых астрономических таблиц, вычисленных по теории Коперника (эти так называемые "Прусские таблицы" вышли в свет в 1551 г.) .
Достоверно известно, что Коперник начинал свое знакомство с "Альмагестом" по переводу и изложению Пурбаха и Региомонтана, а в дальнейшем получил венецианское издание 1515 г. (на латинском языке) и базельское издание 1538 г. (на греческом языке), которое привез ему его ученик и последователь Георг Иоахим Ретик (1514 - 1576). С этими датами связаны и определенные этапы в работе Коперника над его основным трудом "О вращениях небесных сфер": в 1515 г. был написан "Малый комментарий" и начата работа над первой книгой "О вращениях...".
План основного труда Коперника "О вращениях..." близок к плану "Альмагеста". Может вызвать удивление, что Коперник, ставя себе целью показать ошибочность системы мира Птолемея, в то же время заимствует у своего великого предшественника не только план его сочинения, но и целые фрагменты. Мнение Коперника о Птолемее выражено во вступлении к первой книге "О вращениях...": "Действительно, хотя Клавдий Птолемей Александрийский, стоящий впереди других по своему удивительному хитроумию и тщательности, после более чем сорока летних наблюдений завершил созидание всей этой науки почти до такой степени, что, как кажется, ничего не осталось, чего он не достиг бы, мы все-таки видим, что многое не согласуется с тем, что должно было бы вытекать из его положений; кроме того, открыты некоторые иные движения, ему неизвестные".
Коперник давал достаточно высокую оценку заслуг Птолемея, который, по его мнению, стоит "впереди других по своему удивительному хитроумию и тщательности". Более того, он "завершил созидание всей этой науки почти до такой степени, что, как кажется, ни чего не осталось, чего он не достиг бы...". И все-таки Коперник заявляет, что не согласен с Птолемеем и притом во многом.
Уже в первой книге своего труда Коперник старается обосновать возможность движений Земли, центральное положение Солнца в планетной системе. Он сперва приводит аргументы Птолемея в пользу центрального и неподвижного положения Земли, а затем опровергает их. Этим опровержениям посвящена восьмая глава первой книги труда Коперника.
Почему, спрашивает Коперник, древние астрономы считают, удто Земля не может вращаться? Потому что в этом случае она имела бы слишком большую скорость вращения? Но ведь они допускают вращение неба, кото рое во много раз больше Земли и должно иметь во столь ко же раз большую скорость. Движение Земли, по Копер нику, является естественным. "Поэтому напрасно боится Птолемей, что Земля и все земное рассеется в результате вращения, происходящего по действию природы",- говорит Коперник. И далее: "...вращается не только Земля с соединенной с ней водной стихией, но также и немалая часть воздуха и все, что каким-либо образом сродно с Землей, или уже ближайший к Земле воздух, пропитанный земной и водной материей ...имеет приобретенное движение, которое сообщается ему прилегающей Землей в постоянном вращении и без всякого сопротивления".
Коперник понимал, что тяготение (или, точнее, тяжесть) есть "некоторое природное стремление"; он распространял это "стремление" и за пределы Земли, приписывая такое же явление Солнцу, Луне и планетам, но он не дошел еще до завершающей идеи о том, что все тела притягивают друг друга, а не только частицы своего вещества. Земная тяжесть, солнечная тяжесть, лунная тяжесть, планетные тяжести не объединились у него во всемирное тяготение. Это сумел сделать только Ньютон. Но Коперник, а затем Галилей и Кеплер проложили своими трудами ему дорогу. А дорогу Копернику проложил Птолемей.
Изложив основные принципы своей системы мира, Коперник переходит к математической части своей теории. В книгах I, II рассматриваются общие положения (известные и до Коперника), в книгах III - V излагается сущность его теории движения Солнца, Луны и планет, в книге VI - движения планет по широте. Коперник следует порядку изложения, принятому Птолемеем.
Коперник считал, что планеты могут двигаться только по окружности и только равномерно. Поэтому он не принял введенный Птолемеем эквант, а с ним и гипотезу биссекции полного эксцентриситета. Причиной отказа Коперника от экванта было не простое неудовольствие неудачной, по его мнению, моделью. Он был связан с приверженностью великого ученого к принципу равномерных дви жений, провозглашенному еще Аристотелем. За отход от этого принципа критиковали Птолемея многие арабские ученые, в частности аль-Битруджи (Аль петрагий) и ибн Рушд Аверроэс.
Эпициклы, деференты и экванты теории Птолемея в соединении с гелиоцентрической системой Коперника проложили путь к законам Кеплера. Проложили - чтобы навсегда уйти в историю. Законы Кеплера ознаменовали начало подлинно новой астрономии. Впереди было открытие Кеплером своего третьего закона, связывающего расстояния и периоды обращений планет, а за тем - гениальный труд Исаака Ньютона, который на основании этих законов вывел закон всемирного тяготения.
В свете истории развития астрономической пауки мы можем теперь глубже понять роль и место в ней Клавдия Птолемея. С одной стороны, он собрал и обобщил всю сумму знаний своих предшественников, создал поистине великое построение астрономической картины мира, отвечающее представлениям своей эпохи. С другой стороны, он как бы предоставил это построение в руки исследователей позднейших эпох, которые смогли так его переделать, о получилось величественпое щание, имя которому - научное представление о Вселенной.
კატეგორია: Птолемей | დაამატა: nukria (12.04.2012)
ნანახია: 371 | კომენტარი: 1 | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
კომენტარის დამატება შეუძლიათ მხოლოდ დარეგისტრირებულ მომხმარებლებს
[ რეგისტრაცია | შესვლა ]
მოგესალმები Гость