ПОЕЗДНОЙ МАЛЬЧИК
В двенадцать лет Эдисона можно было увидеть на поездах соединительной
ветки между Порт-Гуроном, где жила его семья, и Детройтом, с пачкой
газет и журналов под мышкой. Дело в том, что отец Томаса, пристально
следил за развитием мальчика, но не имел в то время достаточных средств,
чтобы поддерживать его, и предпочел, по старому американскому обычаю,
вместо высшей школы пустить даровитого ребенка прямо в школу жизни, где
он сам должен был пробить себе дорогу. Таким образом, он устроилего так
называемым поездным мальчиком (trainboy) на ближайшую железную дорогу,
где молодой Эдисон, разъезжая с поездами, продавл пассажирам газеты,
сласти и разные мелочи. По врожденной американской сметливости в
торговых делах, Томас быстро схватил суть успеха маленького предприятия и
так повел его, что в непродолжительном времени торговля расширилась, и
ему пришлосьвзять себе четырех помощников. В течение четырех лет, пока
он занимался этим делом, у него оставалось ежегодно по пятьсот
долларов, которые он и отдавал своим родителям. В это время американская
междоусобная война уже была в разгаре, и, чтобы увеличить сбыт газет,
молодой Эдисон придумал телеграфировать с опержением на ближайшие
станции заголовки известий с театра войны, которые там вывешивались и
возбуждали такой интерес среди публики, что по прибытии поезда его
газеты разбирались нарасхват. Не удовольствовавшись этим, он задумал
издавать свою собственную газету, - может быть, единственное в мире
издание, которое набиралось и печаталось в поезде на полном ходу. В
составе поезда был старый товарный вагон, где прежде помещалось
курительное отделение, которое из-за плохой вентиляции и запущенного
вида было теперь заброшено и совсем не посещалось пассажирами поезда.
Здесь, в полутемной конурке, Эдисон устроил свою типографию; он был
редактором, наборщиком и издателем этой газеты, носившей громкое
название "The Grand Trunk Herald" ("Вестник большой соединительной
ветки") и наполнявшейся разными известиями и слухами из местной
железнодорожной жизни, сведениями о новых назначениях служащих, о
несчастных случаях, а также главными событиями с театра войны. Листок
продавался по три цента за экземпляр и как-то попался на глаза
знаменитому инженеру Роберту Стефенсону, в то время Монреальский мост в
Канаде. Стефенсон заказал особое издание этого листка для себя. Он
расходился тиражом в несколько сот экземпляров и даже удостоился
одобрительного отзыва от лондонского "Times".
Вслед за этим предприятием Эдисон увлекся химическими опытами и в том
же старом вагоне устроил целую химическую лабораторию. Но однажды это
увлечение привело к печальным последствиям, в результате чего остатки
своей лаборатории ему пришлось перенести в подвал родительского дома в
Порт-Гуроне. Здесь и продолжал с большим успехом свои научные занятия.
Вскоре Томас приобрел хорошую книгу о телеграфе, который очень
заинтересовал его еще в то время, когда он пользовался его услугами для
передачи объявлений о содержании продаваемых им газет, и они вместе с
товарищем Джеймсом Вардом устроили телеграфное сообщение между подвалом и
домом последнего, причем проводом служила им печная проволока, а
изоляторами на деревьях старые бутылки.
Все это время Эдисон продолжал продавать газеты в поездах, хотя издание
собственного железнодорожного листка и лабораторные занятия
прекратились. При этом он пользовался каждым случаем побывать в
железнодорожных мастерских, часто напрашивался к машинистам на
локомотив, где и познакомился основательно с его механизмом.
В подвале отцовского дома в новой лаборатории стояла теперь построенная им рабочая модель паровой машины.
Наконец, счастливый случай, как это часто бывает на свете, направил его
в ту колею, где должна была развиться настоящая деятельность и где он
проявил во всем блеске свои необычайные дарования.
Ему удалось спасти от смерти ребенка начальника маленькой станции
Монт-Клеменс близ Порт-Гурона. Как-то раз, занятый телеграфным аппаратом
последний не заметил, что его двухлетний мальчик забрался на рельсы;
несчастный отец увидел это в самый момент подхода поезда и считал уже
сына погибшим. Эдисон, оказавшийся в то время на станции с газетами,
бросился чуть не под самый локомотив и успел вовремя выхватить ребенка,
рискуя своей жизнью. Этот поступок прославил его во всем городе, а
благодарный Макензи, отец спасенного ребенка, предложил выучить работе
на том самом телеграфном аппарате. Эдисон горячо принялся за дело и под
руководством своего нового учителя быстро выучился работать на аппарате.
Через пять месяцев после первого урока Эдисон получил приглашение на
место телеграфиста в Порт-Гуроне, с жалованием по двадцать пять долларов
в месяц и с особой платой за ночную работу. Таким образом, поездной
мальчик и продавец газет превратился в телеграфиста...Ему как раз минуло
в то время шестнадцать лет.
|