Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере
Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия
его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере.
Термин "ноосфера" (гр. пооs - разум) переводится буквально как сфера
разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый
Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как
некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую
Землю.
Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия "ноосфера"
другие понятия: "техносфера", "антропосфера", "психосфера", "социосфера"
или использовать их в качестве синонимов. Подобный подход
представляется весьма спорным, так как между перечисленными понятиями и
понятием "ноосфера" есть определенная разница.
Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит пока
законченного канонического характера, которое можно было бы принимать
как некое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере было
сформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В
его работах можно встретить разные определения и представления о
ноосфере, которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого.
Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после
детальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и
значение человека в жизни и преобразовании планеты, В.И. Вернадский
употребляет понятие "ноосфера" в разных смыслах: 1) как состояние
планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической
силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как
главный фактор перестройки и изменения биосферы.
Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что он
впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и
общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека,
активно перестраивающего окружающего среду. По его мнению, ноосфера
есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным
преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто
сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого
достаточно понятия "техносферы". Речь вдет о таком этапе в жизни
человечества, когда преобразующая деятельность человека будет
основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех
происходящих процессов и обязательно сочетаться с "интересами природы".
В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека
и природы, 9 пределах которой разумная человеческая деятельность
становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы
можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные
системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в
единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих
структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.
Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу,
основатели этого учения расходились в понимании сущности данного
процесса. Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в
ноосферу, т. е. "в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и
воле человека", путем постепенного сглаживания трудностей между
человеком и природой.
У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфере
живое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно
вмешательство человека все увеличивается, человечество становится
основной планетарной геолого-образующей силой. Поэтому (стержень учения
Вернадского о ноосфере) человек несет прямую ответственность, за
эволюцию планеты. Понимание им данного тезиса необходимо и для его
собственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферу
непригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует
соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее
должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы и общества.
Постепенно биосфера'преобразуется в ноосферу, где ее развитие
приобретает направляемый характер.
В этом и заключаются непростой характер эволюции природы, биосферы, а
также сложности появления ноосферы, определения роли и места в ней
человека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество
лишь вступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько
десятилетий после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной
деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния
ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет по крайней мере до тех
пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, в том числе
экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к
которому следует стремиться человеку.
|