Соотношения парковых объемных форм
Соотношения объемных элементов парка - декоративной древесной и
кустарниковой растительности, малых архитектурных форм, фонтанов, террас
- образуют композицию объемных форм. Композиция формы может быть трех
видов: фронтальной, объемной и глубинно-пространственной. Фронтальная
композиция характеризуется преобладанием горизонтальных и вертикальных
элементов над глубиной формы, при объемной - все три измерения имеют
примерно одинаково значение, а при глубинно-пространственной - плоскости
и объемы организуют так, чтобы все виды и панорамы раскрывались по
принципу возрастающей эмоциональной нагрузки. Композиция парка должна
иметь четкую внутреннюю пространственную ориентацию, позволяющую
посетителю легко находить композиционные центры. Декоративная древесная и
кустарниковая растительность, малые архитектурные формы и другие
объемные элементы садово-парковой композиции находятся в определенных
соотношениях, которые при рациональном их использовании усиливают
художественную выразительность парковых пейзажей. Огромное разнообразие
соотношений форм парковых элементов, естественных и искусственных,
обусловливается величиной, геометрическим строением, положением в
пространстве, освещенностью, цветом, фактурой. К композиционным
средствам, используемым при формировании больших парковых пространств,
относятся линейная и воздушная перспективы, членение глубинного
пространства, синтез искусств и другие. Соотношение форм по величине
(высоте, ширине, длине). Величины "высота, ширина, длина" выражаются в
метрической системе и записываются целыми или иррациональными числами.
Совокупность пространственных соотношений величин, объединенных
определенной композиционной зависимостью, называется пропорцией. Но
понятие пропорции в садово-парковом искусстве нельзя отождествлять с
понятием пропорция в математике. Пропорции теснейшим образом связаны с
решение конкретных композиционных задач, обусловлены художественным
вкусом и композиционным опытом автора. С помощью художественных
пропорций может быть выражена монументальность, торжественность, или,
наоборот, скромность, простота. Пропорции в садово-парковой композиции -
это как бы ее внутренняя красота. Она невидима непосредственно, но
всегда ощутима, подобно духовной красоте человека. В настоящее время
художники чаще всего пользуются двумя пропорциональными соотношениями:
модульной системой пропорций и "золотым сечением". Основой модульной
системы проектирования является некоторая исходная величина, которая
служит мерой всех частей композиции и называется модулем. Модуль - это
не мера длины, а размер какой-либо части сооружения. Например, ширину
парковой дорожки часто определяют по количеству бетонных плит,
укладываемых на нее, а высоту дерева - шириной его кроны. Универсальным
модулем парковых пространств является человек. Интересное
усовершенствование модульной системы пропорций для архитектуры (модулор)
предложил великий француз Ле Корбюзье. Метр - это цифры без реального
содержания; сантиметр, дециметр, метр - это только обозначения
десятичной системы. Цифры модулора - это действительные размеры. Они -
факты. Они являются результатом выбора между бесконечным количеством
величин. Модулор - это такая измерительная система, в основу которой
положен человеческий рост и математика. . Исходные
единицы измерения в модулоре связаны с условным членением роста
человека. Понятно, что такая измерительная система имеет особое значение
при создании садов и парков, то есть специально оборудованных мест для
отдыха людей. Модулор-гамма, это еще не музыка, но правильно используя
эту систему модульных пропорций, можно творить музыку садов и парков,
музыку природы.
|