მთავარი » სტატიები » История философия » Римское право |
Казус № 1. Юлий продавал Павлу большую партию скота. Во время продажи удостоверяли четыре свидетеля и весодержатель, удар по весам произвели для пущей важности не медью, а куском золота. Через два дня Павел потребовал расторгнуть уже заключенный договор, так как у него умерла жена и поэтому ему нужны деньги на похороны. К тому же в купленной партии недоставало четырех голов скота. Юлий отказался, спор перенесли в суд. Как следует решить дело? Для рассмотрения этого дела необходимо знать все аспекты, связанные с приобретением права собственности в Римском праве. Приобретение права собственности в древнем Риме было не однозначно и имело несколько производных способов. В классическом римском праве таких способов было три: mancipatio, in jure cessio и traditio. Mancipatio. Манципация один из самых древних способов приобретения права собственности, отличается особой торжественностью и обязательным соблюдением всех правил при заключении договора. Вначале представлял собой реальную передачу вещи путем обмена на её цену, совершаемую перед пятью свидетелями и весовщиком. Практически разыгрывалась сцена внесудебного требования с произношением обусловленных, данным обрядом фраз (точность произношения считалась обязательной, иначе сделка могла считаться не действительной). Приобретатель заявлял, что эта вещь его и передавал отчуждателю слиток металла в уплату за неё, для взвешивания которого привлекался весовщик. С появлением чеканной монеты взвешивание потеряло свою необходимость, стало чисто символическим, но присутствие весовщика и слитка металла (обычно меди) считалось обязательным, как соблюдение традиции (да к тому же изменение правовых актов у римских юристов не практиковалось, т.к. римляне считали своё право незыблемым). В тоже время порядок совершения манципации сделал её пригодной для дарения, продажи в кредит, т.к. позволял в момент совершения сделки передавать незначительную сумму. In jure cessio. Данный способ перенесния права собственности представлял собой мнимый судебный процесс, и в этом качестве был доступен только лицам допускавшимся к участию в римском процессе. Таким образом приобретатель требовал вещь, которую он приобретал, утверждая ,что она является его собственностью, отчуждатель же не защищался, признавая правоту истца. Претор подстверждал право истца и выдавал акт подтверждающий волю сторон. Traditio. Такой способ перенесения права собственности относился к праву народов (ius gentium), являющему составной частью римского права. Традиция представляла собой фактическую передачу вещи. В ранние времена (Рима) применение традиции к вещам относящимся к res mancipi, приводило лишь к приобретению преторской бонитарной собственности, а не квиритской. В последующие времена традиция вытеснила остальные виды приобретения собственности и практически стала единственной. Для перенесения права собственности на вещь требовалось основания в связи, с которым совершалась передача вещи, таким основанием служило взаимная воля сторон. Согласование сторон выражалась в форме уже существующих сделок: продажи, дарения или отказа. Гай по этому поводу сказал следующие слова: "таким образом, если я передал тебе золото или серебро на основании продажи или по дарению или по какому-либо другому основанию, эта вещь тотчас становится твоей, если только я её собственник". Прежде, чем приступить к рассмотрению данного дела, хотелось бы затронуть один немаловажный вопрос - а именно деление вещей на две категории. Интересной особенностью римского права является главное деление вещей на две категории res mancipi и res nec mancipi, которое сохранилось в рамках цивильного права до начала империи. Известный римский юрист Ульпиан, охарактеризовал это разделение следующим образом: "Все вещи считаются вещами манципия или неманципия. Вещами манципия являются земельные участки на италийской земле и притом как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются неманципиальными. Такое разделение характеризовалось тем, что ещё издревле, со времён 12 таблиц, вещи принадлежащие к res mancipi рассматривались как наиболее ценные части римского сельского хозяйства, с этим же связан и особо усложненный порядок перенесения на них права собственности. Для отчуждения манципиальной вещи требовалось применение формальных и сложных способов - mancipatio или in jure cessio. Вот теперь можно смело преступить к решению имеющегося казуса. В первую очередь надо отметить, что приобретаемая Павлом собственность относится к res mancipi и право собственности получено путем mancipatio, при котором требовалось обязательное соблюдение всех элементов договора. В данном случае следует обратить внимание на наличие всего четырёх свидетелей вместо пяти, обусловленных манципацией. Следовательно, учитывая только одно это обстоятельство, можно уже говорить о недействительности совершенной сделки купли- продажи. Существует ещё одно интересное обстоятельство - обман со стороны отчуждателя, в партии продаваемого Юлием скота недоставало четырех голов, что влекло за собой, помимо расторжения сделки, ещё и к наложению штрафа на недобросовестного продавца. В данном случае невозможно применить принципы преторского права, так как оно не распространяется на сделки совершенные путем манципации. Учитывая все обстоятельства совершённой сделки суд должен вынести следующее решение: "Сделку приобретения собственности путем манципации между Юлием и Павлом считать недействительной, а также обязать Юлия заплатить штраф Павлу". Казус № 2 Редум Сингамиль на войне попал в плен, где пробыл пять лет. Потом его выкупил Акургал и доставил на родину. При этом он потребовал от Сингамиля возместить ему все понесенные при этом расходы. Сингамиль отказался, ссылаясь на потерю своего участка (илька) из-за превратностей судьбы. Как будет решаться этот спор в суде? Прежде, чем приступить к решению казуса, стоит рассмотреть саму систему правосудия Древнего Вавилона, заостряя внимание на статусе воина. Законник Хаммурапи (названный так по имени его составителя - царя Хаммурапи, правителя Вавилона) является одним из самых древних памятников законотворчества. Законник составлен в "казуальной" форме, его статьи формулировались, как решение суда по отдельному частному случаю. Он (законник) не является всеобъемлющим сводом законов для всех сфер деятельности человека и государства. В законнике не рассматриваются преступления, наказания за которые были часто употребляемыми в практике судейства. Особым вниманием со стороны государства пользуются воины. Военные колонисты, так называемые редум* и бариум**, являлись основной составляющей царского войска. Они получали от царя земельный участок, а редум ещё и скот, за что были обязаны царю военной службой (ильк***). Имущество, выданное царем, другими словами ильк, не подлежало отчуждению, в свою очередь воины имели право приобретать любое имущество на правах частной собственности и распоряжаться им по своему усмотрению. Закон старался сделать статус воина необратимым и наследственным. *редум - речь идет о тяжеловооруженных войсках регулярного строя. Редумы получали от царя улучшенное обеспечение (не только землю, но и скот), но, с другой стороны, были и в мирное время административно и юридически подчинены офицерам. **бариум - легковооруженные стрелки (досл. бариум - ловец) ***ильк - имущество, выдаваемое царем, взамен обязанности несения военной службы (он попадал под власть офицеров только на войне). Теперь считаю возможным приступить к решению казуса. Внимательно прочитав казус и сравнивая его содержание с подходящими под данный случай статьями законника, я заметил, что его решение в точности подходит под решение ст.32 законника, которую считаю нужным процитировать: " Если тамкар* выкупил редума или баирума, угнанного в плен при походе царя, и доставил его в его поселение, то если в его доме имеются средства для выкупа, он сам должен себя выкупить; если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть выкуплен храмом своего поселения; если в храме его поселения нет средств для выкупа, его должен выкупить дворец; его поле, его сад и его дом не могут быть отданы за выкуп". Но Сингамиль утверждает, что из-за превратностей судьбы (насколько я понимаю это нахождение в плену) он потерял свой участок (ильк). И здесь опять на помощь ко мне приходит ст.27 законника, звучащая следующим образом: " Если редум или баирум в крепости царя был взят в плен, и после него его поле и его сад отдали другому, и тот нес его службу, то если он вернулся и достиг своего поселения, ему должны вернуть его поле и его сад; только он сам должен нести свою службу". Эта статья говорит о том, что Сингамиль может в любой момент вернуть своё имущество обратно и в соответствии с законом возместить убытки своему избавителю (Акургалу). Постановление суда должно выглядеть следующим образом: "Во-первых, редуму Сингамилю, попавшему в плен, выкупленного и доставленного Акургалом на родину, возвратить его ильк (имущество). Во-вторых, за счет собственного имущества (не илька), возместить Акургалу расходы понесенные при освобождении из плена и доставке домой. В случае недостатка собственных средств, расходы должны быть возмещены за счёт храма его поселения, если же и у храма не хватает денег, то убытки возмещает дворец". *такмар - торговый агент государства. Хаммурапи ликвидировал крупную частную торговлю; купцы либо должны были расстаться со своим занятием, либо поступить на государственную службу. | |
ნანახია: 366 | |
სულ კომენტარები: 0 | |
შესვლის ფორმა |
---|
ძებნა |
---|
მინი-ჩეთი |
---|
საიტის მეგობრები |
---|
სტატისტიკა |
---|