Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824) родился в семье английского
дворянина, в возрасте десяти лет унаследовал родовой титул Байронов, их
поместье и скамью в палате лордов - аристократической палате британского
парламента. Завершив образование в знаменитом Кембриджском
университете, молодой лорд отправился в двухлетнее путешествие (он
посетил Пиренейский полуостров и Балканы).
Англия, неоднократно выступавшая против революционной Франции и
ввязавшаяся в многолетнюю войну с Наполеоном, в начале XlX века
переживала жестокий кризис. В 10-х годах с новой силой вспыхнули
народные волнения, возродилось движение луддитов-разрушителей станков.
Луддиты считали, что, уничтожая машины на фабриках, они тем самым
уничтожают источник всех бед. Размах движения, получившего название по
имени легендарного "генерала Лудда" - рабочего, который якобы первым
разбил ткацкий станок,- напугал правительство. Против луддитов были
предприняты многочисленные репрессии, вплоть до принятия закона о
смертной казни за порчу собственности фабриканта.
Первая речь Байрона в палате лордов была направлена на защиту луддитов.
Непримиримость поэта, посвятившего свой дар защите идеалов Великой
французской революции, которые предал "узурпатор" - Наполеон, служению
угнетенным, обездоленным и униженным и поддержке
национально-освободительных движений в Европе, вызвала вполне
естественную ненависть к нему со стороны правящих кругов Англии. Они
подвергли поэта гнусной травле, воспользовавшись бракоразводным
процессом Байрона с его первой женой. Суд лишил Байрона прав отцовства.
Поэт покинул Англию, оставив на родине дочь и любимую сестру. Он жил в
Швейцарии (1816), затем в Италии (1817-1823)
В Италии Байрон вторично женился; его подругой стала патриотка Тереза
Гваччиоли, чьи братья были видными карбонариями. Байрон принял
непосредственное участие в движении карбонариев и тяжело пережил его
разгром. В 1823 г., снарядив на собственные средства военный корабль, он
отплыл в Грецию, где шла национально-освободительная война против
турецкого господства. Он стал одним из вождей восстания, но неожиданно
заболел и умер от лихорадки в греческом городе Миссолунги 19 апреля 1824
г. Сердце Байрона было погребено в Греции, а тело захоронено в Англии в
его родовом поместье.
В одном из стихотворений Байрон с предельной краткостью и
выразительностью раскрыл существо своего недолгого и блистательного
жизненного пути:
Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может.
Гениальный поэт-романтик, Байрон с равным блеском владел .всеми формами и
жанрами поэзии. Его перу принадлежат великолепные образцы интимной,
философской и политической лирики, романтические поэмы ("Гяур", 1813,
"Корсар", 1814, "Паризина", 1816, и др.), драматические поэмы, или
мистерии, как их называл Байрон ("Манфред", 1817, "Каин", 1821), поэмы
юмористические и сатирические ("Беппо", 1818, "Видение суда", 1822,
"Бронзовый век", 1823, и др.), исторические трагедии, биографическая
проза, сатирико-нравоописательный роман в стихах "Дон Жуан" (1818-1823),
оставшийся незавершенным.
Байрон выступил с идеей непримиримой, хотя и трагической, борьбы против
враждебной действительности. Эта "революционная черта романтизма Байрона
определила художественное новаторство его поэмы "Паломничество
Чайльд-Гарольда", первые две песни которой были опубликованы в 1812 г. и
принесли поэту международную известность. Третья песнь была
опубликована в 1816 г., четвертая - в 1818 г.
Замысел поэмы, задуманной во многом как хроника скитаний гордого юноши, в
ходе воплощения претерпел значительные изменения. Живая история того
времени вторгалась в поэму, общественная проблематика выдвигалась на
первый план. В "Паломничестве..." Байрон дал анализ важнейших
политических вопросов современности. Постоянные переходы от настоящего к
прошедшему и будущему - главное движущее начало поэмы.
"Паломничество..." проникнуто вольнолюбивым пафосом, в нем прозвучал
гимн революционным преобразованиям.
Чайльд-Гарольд-типично романтический герой: разочарованный и скучающий,
он в непримиримом конфликте с буржуазным обществом и его моралью. Образ
главного героя поэмы во многом автобиографичен, но не тождествен автору:
"Я никак не намерен отождествлять себя с Гарольдом; я буду отрицать
всякую связь с ним. Если частично и можно думать, что я рисовал его с
себя, то, поверьте мне, лишь частично... Я ни за что на свете не хотел
бы быть таким лицом, каким я сделал своего героя",- писал Байрон.
Эпическое начало органично сочетается в поэме с лирическим. "Поэт
раскрывает перед нами свой внутренний мир. Этот мир отличается большим
богатством, сложностью и красотой, ибо лирический герой поэмы наделен
способностью чувствовать сильно и страстно,- пишет о "Паломничестве..."
советский литературовед А. Аникст.- То звучат слова восхищения женской
красотой, то выражается нежное чувство отца к дочери, с которой он
разлучен, то воспоминания о неразделенной первой любви, то горечь
разочарования в людях. Наряду с элегическими мотивами в поэме не раз
возникает гимн силе и мужеству человека. В простых людях, не испорченных
буржуазной цивилизацией, Байрон находит подлинное величие, а когда он
его не видит у современников, то вспоминает о титанической мощи героев
прошлого, будь то афиняне или спартанцы, трибуны республиканского Рима
или просветители Вольтер и Руссо. В страстных поисках героических
характеров сказывается действенный, революционный характер гуманизма
Байрона".
Новаторский жанр "Паломничества..." - лиро-эпическая поэма - был развит в
творчестве Пушкина, Лермонтова и других классиков мировой литературы.
|