Мережковский Дмитрий Сергеевич - известный поэт, романист, критик и
публицист. Родился в 1866 г. Отец его занимал видное место в дворцовом
ведомстве. Окончил курс на историко-филологическом факультете
Петербургского университета. Женат на известной поэтессе-модернистке
З.Н. Гиппиус (XIII, 577).
С 15 лет помещал стихи в разных изданиях. Первый сборник его
стихотворений появился в 1888 г. Очень много Мережковский, вначале своей
деятельности, переводил с греческого и латинского; в "Вестнике Европы"
(1890) напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида.
Отдельно вышел прозаический перевод "Дафниса и Хлои", Лонга (1896).
Переводы трагиков изящны, но, очень рано Мережковский выступает и в
качестве критика: в "Северном Вестнике" конца 1880-х годов, "Русском
Обозрении", "Труде" и других изданиях были напечатаны его этюды о
Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне,
Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков и пр. Часть их вошла в
сборник: "Вечные Спутники" (с 1897 г. 4 изд.). В 1893 г. издана им книга
"О причинах упадка современной русской литературы".
Крупнейшая из критических работ Мережковского (первоначально напечатана в
органе новых литературно-художественных течений "Мир Искусства") -
исследование "Толстой и Достоевский" (2 т., с 1901 г. 3 изд.). Из других
критико-публицистических работ вышли отдельно: "Гоголь и Черт" (с 1906
г. 2 изд.), "М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества" (1909 и 1911),
книжка "Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов" (1915) и брошюра
"Завет Белинского" (1915). В "Северном Вестнике" 1895 г. Мережковский
дебютировал на поприще исторического романа "Отверженным", составляющим
первую часть трилогии "Христос и Антихрист". Вторая часть - "Воскресшие
боги. Леонардо да Винчи" - появилась в 1902 г., третья - "Антихрист.
Петр и Алексей" - в 1905 г. В 1913 г. издан отдельно (печатался в
"Русской Мысли") 2-томный роман "Александр I".
В начале 1900-х годов Мережковский, изжив полосу ницшеанства, становится
одним из главарей, так называемого "богоискательства" и
"неохристианства", и вместе с З. Гиппиус, Розановым, Минским ,
Философовым и др. основывает "религиозно-философские собрания" и орган
их - "Новый Путь". В связи с этим перестроем миросозерцания, получившим
яркое выражение и в исследовании "Толстой и Достоевский", Мережковский
пишет ряд отдельных статей по религиозным вопросам. С середины 1900-х
годов Мережковский написал множество публицистических фельетонов в
"Речи" и др. газетах, а в последние годы состоит постоянным сотрудником
"Русского Слова". Религиозные и публицистические статьи Мережковского
собраны в книгах: "Грядущий Хам" (1906), "В тихом омуте" (1908), "Не
мир, но меч" (1908), "Больная Россия" (1910), "Было и будет. Дневник"
(1915). В Париже Мережковский, совместно с З. Гиппиус и Д. В.
Философовым, напечатал книгу "Le Tsar et la Revolution" (1907). В
сотрудничестве с ними же написана драма из жизни революционеров: "Маков
цвет" (1908). Драма Мережковского "Павел I" (1908) вызвала судебное
преследование, но суд оправдал автора, и книга была освобождена от
ареста.
Первое собрание сочинений Мережковского издано товариществом М.О. Вольф
(1911 - 13) в 17 т., второе - Д. И. Сытиным в 1914 г. в 24 т. (с
библиографическим указателем, составленным О. Я. Лариным). Романы
Мережковского и книга о Толстом и Достоевском переведены на многие языки
и создали ему громкую известность в Западной Европе. - Отличительные
черты разнообразной деятельности Мережковского - преобладание головной
надуманности над непосредственным чувством. Обладая обширным
литературным образованием и усердно следя за европейским литературным
движением, Мережковский почти всегда вдохновляется настроениями
книжными. Менее всего Мережковский интересен как поэт. Стих его изящен,
но образности и одушевления в нем мало, и, в общем, его поэзия не
согревает читателя. Он часто впадает в ходульность и напыщенность. По
содержанию своей поэзии Мережковский сначала всего теснее примыкал к
Надсону . Не будучи "гражданским" поэтом в тесном смысле слова, он
охотно разрабатывал такие мотивы, как верховное значение любви к
ближнему ("Сакья-Муни"), прославлял готовность страдать за убеждения
("Аввакум") и т. п. На одно из произведений первого периода деятельности
Мережковского - поэму "Вера" - выпал самый крупный успех его как поэта;
живые картины духовной жизни молодежи начала 1880-х годов заканчивается
призывом к работе на благо общества. С конца 1880-х годов Мережковского
захватывает волна символизма и ницшеанства. Мистицизма или хотя бы
романтизма в ясном до сухости писательском темпераменте Мережковского
совершенно нет, почему и "символы" его переходят в ложный пафос и
мертвую аллегорию.
Широко задумана "трилогия" Мережковского, долженствующая изобразить
борьбу Христа и Антихриста во всемирной истории. Крайняя искусственность
замысла, мало заметная в первом романе, ярко выступила на вид, когда
трилогия была закончена. Если еще можно было усмотреть борьбу Христа с
Антихристом в лице Юлиана отступника, то уже чисто внешний характер
носит это сопоставление в применении к эпохе Ренессанса, когда с
возрождением античного искусства якобы "воскресли боги" древности. В
третьей части трилогии сопоставление держится исключительно на том, что
раскольники усмотрели Антихриста в Петре. Самый замысел сопоставления
Христа и Антихриста не выдерживает критики; с понятием о Христе связано
нечто бесконечно-великое и вечное, с понятием об Антихристе -
исключительно суеверие. То же самое можно сказать и о другом лейтмотиве
трилогии - заимствованной у Ницше мысли, что психология переходных эпох
содействует нарождению сильных характеров, приближающихся к типу
"сверх-человека": представление о "переходных" эпохах противоречит идее
непрерывности всемирной истории и постепенности исторической эволюции.
Особенно очевидна искусственность этой идеи в применении к Петру; в
исторической науке прочно установился взгляд, что Петровская реформа
была лишь эффектным завершением задолго до того начавшегося усвоения
европейской культуры.
В чисто художественном отношении выше других первый роман. В нем много
предвзятости, психология Юлиана-Отступника полна крупнейших
противоречий, но отдельные подробности разработаны порой превосходно.
Предприняв поездку в Грецию, тщательно ознакомившись с древней и новой
литературой о Юлиане, автор проникся духом эллинизма и сумел передать не
только внешний быт античности, но и самую ее сущность. В "Воскресших
богах" Мережковский с особенным увлечением отдался той стороне
ницшеанства, которая заменяет мораль преклонением перед силой и ставит
искусство "по ту сторону добра и зла". Мережковский на всем протяжении
романа подчеркивает полное нравственное безразличие великого художника,
вносящего одно и то же воодушевление и в постройку храма, и в план
особого типа домов терпимости, в придумывание разных полезных
изобретений, и в устройство "уха тирана Дионисия", с помощью которого
сыщики незаметно могут подслушивать. Вторая часть трилогии, как и третья
- не вполне художественные произведения; не меньше половины занимают
выписки из подлинных документов, дневников и т. п. Еще меньше можно
причислить оба романа к подлинной истории. Благодаря, однако, хотя и
тенденциозной, но яркой мысли, подкрепленной колоритными цитатами,
"Воскрешение Боги" - одна из интереснейших книг по Ренессансу; это
признано даже в богатой западноевропейской литературе. В третьей части
трилогии Петр "Великий" в значительной степени меркнет, и на первый план
выступает Петрболее "Грозный", чем "Грозный" царь Иван. Перед нами
проходят картины дикого распутства, безобразнейшего пьянства, грубейшего
сквернословия и во всей этой азиатчине главную роль играет великий
насадитель "европеизма". Мережковский сконцентрировал в одном фокусе все
зверское в Петре. Новую серию исторических тем Мережковский начал
драмой "Павел I" и большим романом "Александр I". Личность Павла и
трагедия его смерти освещены автором самостоятельно, без принижения
личности императора. Александровская эпоха разработана довольно
поверхностно, а декабристское движение - даже легкомысленно. Стремясь
отыскать в декабристах "человеческое, слишком человеческое", автор
затушевал в них то несомненно-геройское, которое в них было.
В критических работах своих Мережковский отстаивает те же принципы,
которых держится в творческой деятельности. В первых его статьях,
например, о Короленке, еще чувствуется струя народничества начала 80-х
годов, почти исчезающая в книжке "О причинах упадка современной
литературы", а в позднейших статьях, уступающая место не только
равнодушию к прежним идеалам, но даже какому-то вызывающему презрению к
ним. В 1890-х годах мораль ницшевских "сверх-человеков" так увлекает
Мережковского, что он готов отнести стремление к нравственному идеалу к
числу мещанских условностей и шаблонов. В книжке "О причинах упадка
современной русской литературы" не мало метких характеристик, но общая
тенденция неясна; автор еще не решался вполне определенно поставить
скрытый тезис своего этюда - целебную силу и утилитарной школы русской
критики, но собственные его статьи очень тенденциозны. Так, поглощенный
подготовительными работами для второго романа трилогии, он в блестящем,
но крайне парадоксальном этюде о Пушкине находил в самом национальном
русском поэте "флорентинское" настроение.
В период увлечения религиозными проблемами Мережковский подходил к
разбираемым произведениям по преимуществу с богословской точки зрения.
Эта специальная точка зрения не помешала, однако, исследованию
Мережковского о Толстом и Достоевском стать одним из самых оригинальных
явлений русской критики. Сам художник, Мережковский тонко анализирует
сущность художественной манеры Толстого, которого характеризует как
ясновидца плоти, в противоположность ясновидцу духа - Достоевскому.
Замечательно владея искусством перемешивать собственное изложение
искусно подобранными цитатами, Мережковский сделал из своего
исследования одну из увлекательнейших русских книг. Как в исследовании о
Толстом и Достоевском, так и в других статьях попытки Мережковского
обосновать новое религиозное миросозерцание сводятся к следующему.
Мережковский исходит из старой теории дуализма. Человек состоит из духа и
плоти. Язычество "утверждало плоть в ущерб духу", и в этом причина
того, что оно рухнуло. Христианство церковное выдвинуло аскетический
идеал "духа в ущерб плоти". В действительности же Христос "утверждает
равноценность, равносвятость Духа и Плоти" и "Церковь грядущая есть
церковь Плоти Святой и Духа Святого". Рядом с "историческим" и уже
"пришедшим" христианством должна наступить очередь и для
"апокалиптического Христа". В человечестве теперь обозначилось
стремление к этому "второму Христу". Официальное, "историческое"
христианство Мережковского называет "позитивным", т. е. успокоившимся,
остывшим. Оно воздвигло перед человечеством прочную "стену"
определенных, окаменевших истин и верований; оно не дает простора
фантазии и живому чувству. В частности "историческое" христианство,
преклоняющееся перед аскетическим идеалом, подвергло особенному гонению
плотскую любовь. Для "апокалиптических" чаяний Мережковского вопрос пола
есть по преимуществу "наш новый вопрос"; он говорит не только о "Святой
Плоти", но и о "святом сладострастии". Этот довольно неожиданный
переход от религиозных чаяний к сладострастию смущает и самого
Мережковского. В ответ на обвинения духовных критиков он готов признать,
что в его отношении к "историческому христианству" есть "опасность
ереси, которую можно назвать, в противоположность аскетизму, ересью
астартизма, т. е. кощунственного смешения и осквернения духа плотью".
Несравненно ценнее другая сторона религиозных исканий Мережковского.
Второй из его "двух главных вопросов, двух сомнений" - "более
действенный, чем созерцательный вопрос о бессознательном подчинении
исторического христианства языческому Imperium Romanum": об отношении
церкви к государству. Став в начале 1900-х годов в главе
"религиозно-философских" собраний, Мережковский подверг резкой критике
всю нашу церковную систему, с ее полицейскими приемами насаждения
благочестия. Эта критика, исходящая от кружка людей, заявлявших, что они
не атеисты и не позитивисты, а искатели религии, в свое время произвела
сильное впечатление. Как публицист, Мережковский слишком неустойчив в
своих симпатиях и антипатиях, чтобы иметь серьезное влияние. Он выступал
и как апологет самодержавия, и как защитник идей
диаметрально-противоположных. Не всегда устойчив Мережковский и как
практический деятель; в 1912 г. произвело очень неблагоприятное
впечатление обнародование его странно-ласковой переписки с А.С.
Сувориным.
Умер 9 декабря 1941 г. в Париже.
|