Погодин Михаил Петрович родился в семье русского крепостного
крестьянина, в будущем знаменитый историк, писатель, журналист и
публицист. В 1821 году окончил Московский университет. Профессором
всеобщей истории Московского университета он становится в1826 году, а
затем с 1833 года профессором русской истории.
Как журналист и публицист М.П.Погодин проявил себя издавая с 1827 по
1830 год журнал 'Московский вестник'. Позже при тесном участие
С.П.Шеврёва в 1841 году по 1856 год издавал журнал 'Москвитянин'. В
20-30-е годы Погодин написал несколько беллетристических и
драматических произведений ('Чёрная немочь') ('Пётр I,' Повести '). В те
же годы он выступил и как историк с критикой скептической школы и
М.Т.Каченевского. О М.П.Погдине положительно расказывает ,в своей работе
под названием ''Жизнь и труды М.М.Погодина'',В.В.Маиков.
Политическая позиция Погодина - монархизм, а методология-рационализм.
Основные собственные интересы он находил в области древнерусской и
славянской истории. Он исследовал все основные ее стороны. Исследования
Погодина по определенным вопросам русской истории были основаны в
изучении первоисточников и имели положительные значение. Основными
областями исторических исследований Погодина являлись: установление
источников начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы,
Образование централизованного государства на Руси, выяснение
постепенного характера закрепощения крестьян и многое другое.
Признание самобытности русского исторического процесса составило основу
исторических взглядов Погодина. Он полагал ,что вечное начало России это
ее дух, который лежит в основе русской истории и что в ней полностью
отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты
общества, Погодин признавал только для стран западной Европы.
Основываясь на взглядах немецких ученых Байера и Миллера, источником
внутренней борьбы на западе Погодин считал завоевания, которых не видел в
России, так как полагал что Русское государство основано без насилия,
путем добровольного призвания варягов. В связи с этой проблемой Погодин в
60-е годы часто вел диспуты с Н.И.Костомаровым и Д.И.Иловайским. В
целом Погодин не имел определенной и законченной исторической концепции.
Считал невозможным осмысление русского исторического с выводами и
обобщениями, ибо, по Погодину, русская история не может быть подведена
под ту или иную теорию, в ней 1''много чудесного и необъяснимого''
Будучи историком официального направления, в 1842г. в своей работе
''Взгдяд на русскую историю '' Погодин главную задачу истории видел в
том, чтобы она зделась 2''охранительницею и блюстительницею
общественного спокойствия!''
Публицистика Погодина в 30-х - начало 50-х годов 19 века преследовала те
же охранительные цели и проповедовала ' православие, самодержавие и
народность '. После Крымской войны 1853-1856 года 19 века стал выступать
как сторонник проведения реформ. Погодин вел большую публицистическую
работу впервые подготовил издание сочинений И.Т.Посомлова, собрал и
издал много писем Н.М.Карамзина. С 30-х годов Погодин начал собирать
письма и вещественные памятники русской истории, составившие весьма
ценную коллекцию (' Древлехранилище ') Большая часть которой в 50-х
годах приобретена публичной библиотекой в Петербурге.(''взгляд на
русскую историю'',т.1, Москва,1842г.,с.16).
Основным занятием на Руси он считал исконно земледелие.
И лишь в 14 веке указывал на торговлю. Погодин дает по княжескую и по
царскую периодизацию. Проблемой периодизации русской истории ,считает
он, являлись социально экономические факторы. Причину раздробленности
Михаил Петрович Погодин видел в изменении права наследования ("старший в
роду брат наследовал после брата ,а не сын после отца"). Он считал что
право стало не выполненным в следствие увеличения числа князей, и
подавало повод к постоянным распрям. В вопросе образования
централизованного русского государства он пишет о проведении разумной и
грамотной политике московских князей ,начиная с эпохи правления Ивана
Калиты, и заметному усилению Московского княжества. Исследуя время
татаро-монгольского ига он проводит резкую грань между Юго-западной и
Северо-восточной Русью и говорит что в 14 и 15 веке большая территория
Юго-западной Русь была вся в развалинах. В итоге татаро-монгольское
нашествие полностью остановило развитие Руси. К вопросам опричнины Ивана
Грозного он относится крайне отрицательно указывает на ее вред и пишет
что она очень плачевно сказалась на народе. Положительно относится к
реформам Петра первого и выделяет основные из них: Церковные реформы,
судопроизводство, изменения престолонаследия, одобряет и отмечает их
многообразие. Основную роль в народе он отдает русским царям и князьям,
так же говорит что с их деятельностью связано большое развитие культуры и
искусства на Руси. Генезис крепостного права у Погодина не
прослеживается. В вопросе классов и классовой борьбы он лишь указывает
на ее существование но не прослеживает ее подробно.
|