Арпеджио.
Наряду с гаммаобразными пассажами, огромное место в этюдах Черни
занимают арпеджио. Его приверженность к этому виду фактуры можно
объяснит, в частности тем, что игра арпеджио интенсифицирует
деятельность большого пальца, который по меткому выражению А.Корто,
является "фактором скорости".
В разработке техники арпеджио можно отметить ряд особенностей.
Во-первых, в большинстве сборников Черни обращается чаще всего к
различным мажорным арпеджио. Во-вторых, короткие модулирующие арпеджио
менее характерны для этюдов и упражнений Черни, чем длинные и ломанные,
которые представлены у него в изобилии. В-третьих, арпеджио, как и
гаммы, разрабатываются в разнообразных ритмических вариантах, что
помогает пианисту добиться звуковой ровности в исполнении этого вида
техники.
Наряду с элементарными формами ломанных аккордов, Черни предлагает
арпеджио доминантсептаккордов и их обращений, нонаккордов (например, в
ор. 299 №39; ор.337, №31; ор.818, №156; ор. 834, №3); уменьшенных
септаккордов (см. в ор. 365, №52; ор. 821, №144, 145; ор. 838, №17);
арпеджио, чередующиеся руками ( в ор. 261,№52; в ор.335, №26,46; в ор.
337,№ 31; в ор.818, №35; в ор. 821, №68, 85,150 и т.д.); ломанные
аккорды с перекрещенными руками (например, в ор. 365 №40; ор.818, №46;
ор.821, №11, 98);арпеджио с пропущенной терцией или квинтой (в ор.337,
№22; ор. 365, №52; ор. 740, №14,36 и т.д.).
|