Энциклопедия фортепианной техники.
Этюды и упражнения Черни - фундаментальная школа последовательного
овладения тезническими навыками. От самых простейших, элементарных
формул представленных, например, в сборниках "100 petite etudes",ор.139;
"40 Uebungstucke fur Anfanger", ор. 481; "Erster Lehrmeister", ор. 399,
Черни ведет исполнителя к задачам высшей виртуозной трудности. Черни
учитывал даже различное строение рук исполнителей, для пианистов с
маленькими руками он посвятил несколько своих сборников сочинений.
Пожалуй нет ни одного аспекта фактуры и типа фортепианного изложения
первой половины 10 века, которому Черни не уделил бы в большей или
меньшей степени внимания. Его этюды и упражнения дают богатый материал
для овладения видами фортепианной техники, связанными с подкладыванием
первого пальца,- всевозможными типами гамм и арпеджио, в том числе с
пропущенной терцией или квинтой. Они всесторонне подготавливают к
овладению двойными нотами. В этюдах и упражнениях широко представлена
техника украшений- различного рода мордентов, форшлагов и трелей.
Значительное место отведено репетиционной, октавной и аккордовой
фактуре. Можно встретить произведения с многоэлементной музыкальной
тканью, подготавливающие к скачкам в партиях обеих рук, к тремоло;
сочинения, развивающие полиритмические навыки.
Разумеется, не все виды фактуры, содержащиеся в произведениях
композиторов второй четверти 19 века, нашли отражение в этюдах и
упражнениях Черни. Так, в них редко можно встретить гибкие
мелодизированные пассажи со сложной интервальной структурой, а также тип
фортепианного изложения, который получил название "в три руки".
Новые для того времени технические формулы, разрабатываемые Черни в
этюдах и упражнениях, оказали в ряде случаев определенное влияние на
аппликатурные указания в этих сочинениях. Если его аппликатурные
рекомендации, содержащиеся в "Школе", ор. 500, не являются в большинстве
случаев ни прогрессивными, ни оригинальными, то аппликатуру,
встречающуюся в его сборниках этюдов, порой можно назвать даже смелой. В
ряде сочинений, идущих как в медленном, так и быстром темпе, он широко
применяет приемы скольжения и перекладывания пальцев, характерные для
пианизма Шопена и Листа.
Любопытно, что даже в "Школе" (в которой, как уже отмечалось, он
придерживается академических аппликатурных взглядов), при игре трех-
пяти-пальцевых модулирующих фигураций Черни советует сохранять одну и ту
же последовательность пальцев, независимо от того, приходятся ли первый
или пятый пальцы на черную клавишу или нет.
В высшей степени целесообразно и удобна построена в этюдах Черни партия
аккомпанемента. Обычно она не ставит дополнительных технических
трудностей (особенно в сборниках для начинающих пианистов). Партия
аккомпанемента служит своего рода сигналом (восклицательным знаком),
привлекающим внимание ученика к появлению нового фактурного элемента или
к изменениям фигурационного рисунка. При изменении фигурационного
рисунка Черни, как правило, модифицирует и артикуляционный прием прием в
партии сопровождения (см. этюд №44 из ор. 740).
Основы системы воспитания пианистических навыков составляют у Черни
пассажные фигурации (прежде всего гаммаобразные, а также
ступенчато-образные и состоящие из ломанных терций), всевозможные формы
арпеджио и трельная техника; такого типа фактура особенно характерна для
произведений Бетховена, в том числе и для его упражнений. Используя в
этюдах и упражнениях различные виды фортепианного изложения, Черни на
первый план выдвигал все-таки мелкой линейной техники, справедливо
полагая, что она является "камнем преткновения" для подавляющего
большинства пианистов.
|