მთავარი » სტატიები » Музыка » Прокофьев |
"Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу... Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему..." В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания музыки выражающей помыслы народа. Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет Серёжа полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил хорошее образование и знал три иностранных языка. Очень рано у него появились независимость суждений о музыке и строгое отношение к своему труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация Петербургской консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой. В числе её профессоров находились первоклассные музыканты такие как: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в исполнительских классах - А.Н. Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится первое публичное выступление Прокофьева, исполнившее свои произведения на вечере современной музыки. Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром (1912 год) в Москве принесло Сергею Прокофьеву громадную славу. Музыка поразила своей необычайной энергией, смелостью. Настоящий смелый и жизнерадостный голос слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев писал: "Вот - дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Прокофьев иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен". Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева рождены новым мироощущением, эпохой современности , ХХ веком. После окончания консерватории молодой композитор ездил за границу - в Лондон, где проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной С.Дягилевым. Появление балета "Ромео и Джульетта" составляет важную переломную веху в творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова). Убедившись в бесперспективности формального экспериментаторства, Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих эмоций, утверждению реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии - столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические столкновения. Форма их свежа и самозабытна, драматургические и музыкально-стилистические образы подчинены содержанию. К сюжету "Ромео и Джульетта" обращались часто: "Ромео и Джульетта" - увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а также - 14 опер. "Ромео и Джульетта" Прокофьева - это богато развитая хореографическая драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены - 5 актов трагедии сгруппированы в 3 больших акта). В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине (эпоха описываемых событий - XV век). Менуэт и гавот характеризуют некоторую чопорность и условную грацию ("церемонность" эпохи) в сцене бала у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими сценами - весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки кормилицы. Ярко звучит линия скерцозности в картинах ??????????? веронской улицы, в скоморошьем "Танце масок", в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме Кормилицы. Типичное олицетворение юмора - весельчак Меркуцио. Одним из важнейших драматических средств в балете "Ромео и Джульетта" является лейтмотив - это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например тема смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты героев у Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны образа - появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы. Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства: 1 тема - его зарождение; 2 тема - расцвет; 3 тема - его трагический накал. Центральное место занимает в музыке лирическая струя - тема любви, побеждающая смерть. С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину. В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он охватывает романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблённого и отвагу бойца. Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны, нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными, гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и юношеских шалостей представляет вторая линия - "линия вражды" - стихия слепой ненависти и средневековой ???????? - причина гибели Ромео и Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды - грозный унисон басов в "Танце рыцарей" и в сценическом портрете Тибальда - олицетворение злобы, надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо - ученого-гуманиста, покровителя влюблённых, надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, отрешённости. Она подчёркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям. Разбор балета В балете три акта (четвёртый акт - эпилог), два номера и девять картин I действие - экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу. II действие. 4 картина - светлый мир любви, венчание. 5 картина - ужасная сцена вражды и смерти. III действие. 6 картина - прощание. 7, 8 картины - решение Джульетты принять снотворное зелье. Эпилог. 9 картина - смерть Ромео и Джульетты. I акт №1 Вступление начинается с 3 темы любви - светлой и скорбной; знакомство с основными образами: 2 тема - с образом целомудренной Джульетты-девочки - грациозной и лукавой; 3 тема - с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую походку юноши). 1 картина №2 "Ромео" (Ромео бродит по предрассветному городу) - начинается с показа лёгкой походки юноши - задумчивая тема характеризует его романтический облик. №3"Улица просыпается" - скерцо - на мелодии танцевального склада, секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту, озорство, как символ здоровья, оптимизма - тема звучит в разных тональностях. №4 "Утренний танец" - характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков - музыка скерцозна, шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся - характеризует тип движения. №5 и 6 "Ссора слуг Монтекки и Капулетти", "Бой" - нет ещё яростной злобы, темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение "Утреннего танца". "Бой" - как "этюд" - моторное движение, бряцание оружия, стук мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит полифонически. №7 "Приказ Герцога" - яркие изобразительные средства (театральные эффекты) - угрожающе медленная "поступь", острый диссонант звучания (ff) и наоборот разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) - резкие динамические контрасты. №8 Интерлюдия - разрядка напряженной атмосферы ссоры. 2 картина В центре 2 картины "портрет" Джульетты-девочки, резвой, шаловливой. №9 "Приготовления к балу" (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы и тема Кормилицы, отражающая её шаркающую походку. №10 "Джульетта-девочка". Разные стороны образа проявляются резко и неожиданно. Музыка написана в форме Rondo: 1 тема - Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной "бегущей" мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность, завершается сверкающим кадансом T-S-D-T, выраженными родственными тоническими трезвучиями - As, E, C движущимися вниз по терциям; 2 тема - Изящество 2 темы передано в ритме гавота ( нежный образ Джульетты-девушки) - кларнет звучит игриво и насмешливо; 3 тема - отражает тонкий, чистый лиризм - как самую значительную "грань" её образа (изменение темпа, фактуры, тембра - флейты, виолончели) - звучит очень прозрачно; 4 тема (coda) - в самом конце (звучит в №50 - Джульетта выпивает напиток) предвещает трагическую судьбу девушки. Драматическое действие разворачивается на праздничном фоне бала в доме Капулетти - каждый танец несёт драматическую функцию. №11 Под звуки "Менуэта" официально и торжественно собираются гости. В средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги Джульетты. №12 "Маски" - Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках - веселятся на балу - мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый марш сменяется насмешливой, шуточной серенадой. №13 "Танец рыцарей" - развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo, групповой портрет - обобщающая характеристика феодалов (как характеристика семейства Капулетти и Тибальда). Refren - скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной тяжёлой поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости - образ жестокий и неумолимый; 1 эпизод - тема вражды; 2 эпизод - танец подруг Джульетты; 3 эпизод - Джульетта танцует с Парисом - хрупкая, утончённая мелодия, но застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине звучит 2 тема Джульетты-девушки. №14 "Вариация Джульетты". 1 тема - звучат отголоски танца с женихом - смущение, скованность. 2 тема - тема Джульетты-девочки - звучит грациозно, поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые видит Джульетту (из вступления) - в ритме Менуэта (видит её танцуя), а второй раз с характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка). №15 "Меркуцио" - портрет весельчака острослова - скерцозное движение полное фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих блеск, остроумие, иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку). №16 "Мадригал". Ромео обращается к Джульетте - звучит 1 тема "Мадригала", отражающая традиционные церемонные движения танца и взаимное ожидание. Прорывается 2 тема - шаловливая тема Джульетты-девушки (звучит живо, весело), впервые появляется 1 тема любви - зарождение. №17 "Тибальд узнаёт Ромео" - зловеще звучат темы вражды и тема рыцарей. №18 "Гавот" - разъезд гостей - традиционный танец. Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев, "Сцене у балкона", №19-21, завершающей I акт. №19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема Джульетты. 1 тема любви (из Мадригала) - звучит эмоционально-возбуждённо (у виолончели и английского рожка). Вся эта большая сцена(№19 "Сцена у балкона", №29 "Вариация Ромео", №21 "Любовный танец") подчинена единому музыкальному развитию - сплетаются несколько лейттем, которые постепенно приобретают всё большую напряжённость - в №21, "Любовном танце", звучит восторженная, экстатичная и торжественная 2 тема любви (безграничный диапазон) - певучая и плавная. В Code №21 - тема "Ромео впервые видит Джульетту". II акт 3 картина II акт изобилует контрастами - народные пляски обрамляют сцену венчания, во 2 половине(5 картина) атмосфера празднества сменяется трагической картиной поединка Меркуцио и Тибальда, и смертью Меркуцио. Траурное шествие с телом Тибальда - кульминация II акта. 4 картина №28 "Ромео у патера Лоренцо " - сцена венчания - портрет патера Лоренцо - человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального склада темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций. №29 "Джульетта у патера Лоренцо" - появление новой темы у флейты(лейт-тембр Джульетты) - дуэт виолончели и скрипки - страстная мелодия, полная говорящих интонаций - близка человеческому голосу, как бы воспроизводит диалог Ромео и Джульетты. Хоральная музыка, сопровождающая обряд венчания, завершает сцену. 5 картина В 5 картине трагический поворот сюжета. Прокофьев мастерски перевоплощает самую весёлую тему - "Улица просыпается", которая в 5 картине звучит мрачно, зловеще. №32 "Встреча Тибальда и Меркуцио" - тема улицы искажена, её цельность разрушена - минор, острые хроматические подголоски, "завывающий" тембр саксофона. №33 "Тибальд бьётся с Меркуцио" темы характеризуют Меркуцио, который бьётся лихо, весело, задиристо, но без злобы. №34 "Меркуцио умирает" - сцена, написанная Прокофьевым с огромной психологической глубиной, основана на постоянно возвышающейся теме страдания (проявившейся в минорном варианте темы улицы) - вместе с выражением боли показан рисунок движений слабеющего человека - усилием воли Меркуцио заставляет себя улыбаться (в оркестре обрывки прежних тем, но в далёком верхнем регистре у деревянных - гобоя и флейты - возвращения тем прерывают паузы, необычность подчёркивают чужие заключительные аккорды: после d moll - h и es moll). №35 "Ромео решает мстить за смерть Меркуцио" - тема боя из 1 картины - Ромео убивает Тибальда. №36 "Финал" - грандиозное ревущая медь, плотность фактуры, однообразный ритм - приближающие к теме вражды. III акт III акт основан на развитии образов Ромео и Джульетты, героически отстаивающих свою любовь - особое внимание образу Джульетты(глубокая характеристика Ромео дана в сцене "В Мантуе", куда сослан Ромео - эта сцена введена при постановке балета, в ней звучат темы любовных сцен). На протяжении III акта развиваются темы портрета Джульетты, темы любви, приобретающие драматический и скорбный облик и новые трагически звучащие мелодии. III акт отличается от предыдущих большей непрерывностью сквозного действия. 6 картина №37 "Вступление" воспроизводит музыку грозного "приказа Герцога". №38 Комната Джульетты - тончайшими приёмами воссоздаётся атмосфера тишины, ночи - прощание Ромео и Джульетты(у флейты и челесты проходит тема из сцены венчания) №39 "Прощание" - небольшой дуэт полон сдержанного трагизма - новая мелодия. Звучит тема прощания, выражающая и роковую обречённость и живой порыв. №40 "Кормилица" - тема Кормилицы, тема Менуэта, тема подруг Джульетты - характеризуют дом Капулетти. №41 "Джульетта отказывается выйти за Париса" - 1 тема Джульетты-девочки - звучит драматично, испуганно. 3 тема Джульетты - звучит скорбно, застыло, ответом ей служит речь Капулетти - тема рыцарей и тема вражды. №42"Джульетта одна"- в нерешительности - звучат 3 и 2 тема любви. №43 "Интерлюдия " - тема прощания приобретает характер страстного призыва, трагической решимости - Джульетта готова умереть во имя любви. 7 картина №44 "У Лоренцо" - сопоставляются темы Лоренцо и Джульетты, а в момент, когда монах даёт снотворное Джульетте, впервые звучит тема смерти - музыкальный образ, точно соответствующий шекспировскому: "Холодный томный страх сверлит мне вены. Он замораживает жизни жар",- автоматически пульсирующее движение dddd передаёт оцепенение, глухо вздымающиеся басы - растущий "томный страх". №45 "Интерлюдия" - рисует сложную внутреннюю борьбу Джульетты - звучит 3 тема любви и в ответ ей тема рыцарей и тема вражды. 8 картина №46 "Снова у Джульетты" - продолжение сцены - страх и смятение Джульетты выражены в застылой теме Джульетты из вариаций и 3 тема Джульетты-девушки. №47 "Джульетта одна (решается)" - чередуются тема напитка и 3 тема Джульетты, её роковой судьбы. №48 "Утренняя серенада". В III акте жанровые элементы характеризуют обстановку действия и использоются очень скудно. Две изящные миниатюры - "Утренняя серенада" и "Танец девушек с лилиями" введены для создания тончайшего драматического контраста. №50 "У постели Джульетты" - начинается с 4 темы Джульетты (трагической). Мать и Кормилица идут будить Джульетту, но она мертва - в самом высоком регистре скрипок печально и невесомо проходит 3 тема Джульетты. IV акт - Эпилог 9 картина №51 "Похороны Джульетты" - этой сценой открывается Эпилог - замечательная музыка траурного шествия. Тема смерти (у скрипок) приобретает скорбный характер. Появление Ромео сопровождает 3 тема любви. Смерть Ромео. №52 "Смерть Джульетты". Пробуждение Джульетты, её гибель, примирение Монтекки и Капулетти. Финал балета - светлый гимн любви, основанный на постепенно возрастающем, ослепительном звучании 3 темы Джульетты. Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета. Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении глубоких человеческих чувств в развитой симфонической драматургии балетного спектакля. И вместе с тем балетная партитура "Ромео и Джульетты" была такой необычной, что потребовалось время для "вживания" в неё. Возникла даже ироническая поговорка: "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете". Лишь постепенно всё это сменилось восторженным отношением артистов, а затем и публики к музыке. Необычным прежде всего явился сюжет. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии, так как по общему мнению считалось, что воплощение столь сложных философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьевская музыка и спектакль Лавровского проникнуты шекспировским духом. | |
ნანახია: 858 | კომენტარი: 2 | |
სულ კომენტარები: 0 | |
სექციის კატეგორიები | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
შესვლის ფორმა |
---|
ძებნა |
---|
მინი-ჩეთი |
---|
საიტის მეგობრები |
---|
სტატისტიკა |
---|