Прокофьев Сергей Сергеевич - выдающийся советский композитор, пианист,
дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Родился в селе Сонцовка
Екатеринославской губернии в семье агронома. Уже в раннем детстве
обнаружил выдающееся музыкальное дарование. С 5 лет обучался игре на
фортепиано под руководством матери, с 6 лет начал сочинять музыку. В
1902-1903 году брал уроки у Р. М. Глиэра. В 1904 году поступил в
Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1909 году по классу
композиции А. К. Лядова (занимался также у Н. А. Римского-Корсакова и Я.
Я. Витола), В 1914 - по классам фортепиано у А. Н. Есиповой и
дирижирования у Н. Н. Черепнина. С 1908 года начал выступать как пианист
с исполнением своих произведений в Петербурге, Москве, а позднее и за
рубежом.
Лучшие ранние произведения Прокофьева отличаются острой характерностью
музыкальных образов, то дерзко-насмешливых, то темпераментно-волевых. В
русской и мировой музыке тех лет искусство Прокофьева выделялось молодой
энергией, задором, жизнерадостностью, свежестью и обаянием.
Композитор создал свой мужественно-импульсивный, чеканный фортепианный
стиль. Прокофьев увлекался экстравагантными сюжетами, далёкими от
современности, остро-саркастическими гротескными образами, лишёнными
реалистического содержания; музыка его была порой отмечена нарочитой
гармонической жестокостью, изломанностью мелодии.
В 1918-1932 Прокофьев жил за рубежом, сначала в США, а с 1921 года во
Франции. В начале этого периода Прокофьев создал несколько произведений,
задуманных ещё в России (3-й фортепианный концерт, 1921, опера-сказка
"Любовь к трём апельсинам" по К. Гоцци, 1919,пост.1921, и др.). В
дальнейшем Прокофьев пережил серьёзный творческий кризис, вызванный
отрывом от родной страны. В его произведениях 1923-1933 года
надуманность и изощрённость музыкального стиля (опера "Огненный ангел"
по одноименному роману В. Я. Брюсова (1927, на сцене не исполнялась, как
и ранняя опера "Маддалена", 1911); поставленные в Париже балеты
"Стальной скок" (1925, пост. 1927), "Блудный сын" (1928, пост. 1929) и
др.). В 20-30-е г. Прокофьев разъёзжал по многим странам мира с
авторскими концертами. Выступая как пианист, Прокофьев покорял
слушателей виртуозным блеском и темпераментностью своего самобытного
исполнительского искусства. Большим успехом сопровождались его
выступления в бывшем СССР (с 1927 года).
Ёёё В 1932 году Прокофьев окончательно возвратился на родину. Тесная
связь с новой, советской действительностью, постоянное сотрудничество с
мастерами, советской литературы, театра и кино обогатили творческую
деятельность композитора значительными идеями, благородными этическими
замыслами. Прокофьев занял одно из почётных мест в ряду активных
строителей советской музыкальной культуры. Композитор с увлечением
работал в излюбленной им области оперной и балетной музыки. Он создал
оперы: "Семён Котко" по повести "Я сын трудового народа" В. П. Катаева
(1939, пост. 1940), "Обучение в монастыре" по комедии "Дуэнья" Р.
Щедрина (1940, пост. 1946), "Война и мир" по одноименному роману Л. Н.
Толстого (1942, концертное исполнение 1944, пост. 1-й части 1946, 2-я
ред. оперы 1953, пост. 1955), и множество балетов. В эти же годы им был
создан ряд кантатно-ораториальных и других произведений.
Поворот к подлинно реалистическому искусству, проникнутому
глубокой человечностью, лирической одухотворённостью и драматизмом, с
наибольшей силой сказался в таких произведениях Прокофьева, как балет
"Ромео и Джульетта", отмеченный шекспировской мощью образов и ярким
реализмом музыки, явился крупным достижением советского и мирового
балетного искусства. Кантата "Александр Невский" по-новому раскрыла в
музыке тему патриотизма русского народа. Русское национальное начало с
большой силой и своеобразием воплощено также и в других произведениях
Прокофьева, посвящённых героическому прошлому России (музыка к
кинофильму "Иван Грозный", опера "Война и мир"), темам советской
современности (кантата "Здравица", 1939), образам народной сказки
(балеты "Золушка", "Сказ о каменном цветке"). Человечность,
гуманистическая направленность искусства Прокофьева, живописная
выразительность образов с большим обаянием выражены в его музыке о детях
и для детей (симфоническая сказка "Петя и волк" для чтеца и оркестра,
1936, сюита "Зимний костёр" на текст С. Я. Маршака, 1949, фортепианный
сборник "Детская музыка", 1935, ряд песен).
Творчество Прокофьева оказало заметное влияние на многих
советских, а также зарубежных композиторов. Его произведения постоянно
исполняются выдающимися пианистами, скрипачами, симфоническими
оркестрами во всех странах мира. Балеты "Ромео и Джульетта" и "Золушка" с
успехом идут на многих сценах России и других стран.
Творческое наследие Прокофьева включает св.130опусов, в том
числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и ряд других
симфонических сочинений (сюиты, увертюры и др.), 8 концертов, 14 сонат,
камерные ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы,
романсы, песни, хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.
|