Несчастная любовь.
Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой
девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. С первых же репетиций Шуберт
приметил ее, хотя была она неприметна. Светловолосая, с белесыми,
словно выцветшими на солнце, бровями и крупитчатым, как у большинства
неярких блондинок, лицом, она совсем не блистала красотой. Скорее,
напротив - на первый взгляд казалась дурнушкой. На круглом лице ее
явственно проступали следы оспы.
Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо преображалось. Только
что оно было потухшим и потому неживым. Теперь, озаренное внутренним
светом, оно жило и лучилось.
Как ни привык Шуберт к черствости судьбы, но и он не предполагал, что
судьба обойдется с ним так жестоко. "Счастлив тот, кто находит истинного
друга. Еще счастливее тот, кто найдет его в своей жене", - записал он в
своем дневнике.
Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которая растила ее без
отца. Отец ее владел маленькой шелкопрядильной фабрикой. После смерти
он оставил семье небольшое состояние, и вдова все заботы обратила на то,
чтобы и без того мизерные капиталы не уменьшились. Естественно, что с
замужеством дочери она связывала надежды на лучшее будущее. И еще более
естественно, что Шуберт не устроил ее. Кроме грошового жалованья
помощника школьного учителя, у него была музыка, а она, как известно, не
капитал. Музыкой можно жить, но ею не проживешь. Покорная девушка из
предместья, воспитанная в подчинении старшим, даже в мыслях не допускала
ослушания. Единственное, что она себе позволила, - слезы. Тихо
проплакав до самой свадьбы, Тереза с опухшими глазами пошла под венец.
Она стала женою кондитера и прожила долгую, однообразно-благополучную,
серую жизнь, умерев на семьдесят восьмом году. К тому времени, когда ее
свезли на кладбище, прах Шуберта уже давно истлел в могиле.
6)Друзья Шуберта. "Шубертиады".
Шуберт завел круг друзей, которые много сделали для него в Вене. Франц
фон Шобер, богатый студент-медик, семья которого интересовалась
искусствами, частенько приглашал Шуберта к себе. У Шоберов молодой
композитор познакомился с Михаэлем Фоглем, известным баритоном. Он был
первым профессионалом, исполнявшим песни Шуберта, и много сделал для их
защиты и популяризации.
В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у
одного, то у другого из своих товарищей. Некоторые из них (Шпаун и
Штадлер) были друзьями композитора еще по конвикту. Позже к ним
присоединились разносторонне одаренный в области искусства Шобер,
художник Швинд, поэт Майрхофер и другие. Душой этого кружка был Шуберт.
Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал
огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых,
как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А
нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его
внешнему облику особую привлекательность.
Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией
прошлого и современности. Горячо спорили, обсуждая возникавшие вопросы,
критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи
посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название
"шубертиад". В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же
сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и
остались не записанными. Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта,
которые он часто сам исполнял. Нередко эти дружеские собрания
превращались в загородные прогулки. Насыщенные смелой, живой мыслью,
поэзией, прекрасной музыкой, эти встречи представляли собою редкий
контраст с пустыми и бессодержательными развлечениями светской молодежи.
|