მთავარი » სტატიები » Мировая Живопись » Айвазовский |
Снова в Феодосии В полной зрелости своего таланта, когда каждая его картина, появлявшаяся на выставке, встречалась с одобрительным интересом, а под час и с энтузиазмом, когда художник едва успевал выполнять заказы на новые и новые произведения, когда он был обласкан вниманием зрителей, художественной критики и самого императора, Айвазовский неожиданно для окружающих принял решение оставить Петербург и навсегда поселиться в родной Феодосии. После завершения осенью 1845 года плавания с адмиралом Литке Айвазовский обратился в Главный Морской штаб и Академию художеств с просьбой продлить ему пребывание в Крыму для окончания начатых картин с видами черноморских портов, а также сюжетов из путешествия к берегам Малой Азии и Турции и получил разрешение остаться в Крыму до мая месяца. Но у художника уже созрело решение о строительстве дома и мастерской с тем, чтобы основным местом его жизни оставалась Феодосия. Ему всегда бывало удобно здесь работать. Он и раньше пользовался любым поводом, чтобы не торопиться из родных мест в Петербург. Нестор Кукольник, всегда живо реагировавший в своей газете на появление новых произведений Айвазовского, писавший о его успехах за границей или о новых путешествиях неутомимого художника, сообщал читателям о том, что Айвазовский начал строить в Феодосии небольшую виллу. "Не верится, что он хочет там остаться, но ... край, где природа тепла и роскошна, где волнуется одно из самых картинных морей, - такой край, без сомнения, может служить лучшей академией для художников по части морской и пейзажной живописи", - объяснял Кукольник своим читателям решение художника. Для Айвазовского не было земли лучшей, чем его родные края, хотя природа Феодосии в сравнении с роскошными пейзажами Южного Крыма скупа и сурова. Приглашая к себе одного из гостей, Айвазовский писал: "Очень буду рад, если вы посетите нашу Феодосию, которая после южного берега производит на всякого грустное впечатление". Он любил Италию, не раз возвращался туда, чтобы вновь и вновь пережить ощущения ранней молодости и пополнить свою зрительную память. Ему нравилась Испания с ее жгучим солнцем, он с особым чувством не однажды бывал в Греции, мужественному народу которой посвятил не одну картину. Он пересекал атлантический океан, бывал в Америке, объездил всю Россию, путешествовал по Волге, жил в Харькове, но домом своим считал Феодосию. "Мой адрес - всегда в Феодосии", - сообщал он в письме Павлу Михайловичу Третьякову. Конечно, художнику необходимо было жить у моря, о котором он рассказывал своей живописью, с которым, наверное, разговаривал каждый день, как с живым человеком. Но ему также важно было чувствовать свою независимость от постоянного, а подчас утомительного внимания академического начальства, императорского двора, высоких заказчиков. Наибольшее количество пейзажей в богатейшем творческом наследии художника связано с изображением Черного моря и крымской природы. Он писал Аю-Даг и гурзуфский берег в разные моменты дня и ночи, в рассеянном дневном освещении и под таинственным светом луны. Дорогу на Ялту и самый город он изображал множество раз. Георгиевский монастырь и скалы в его окрестностях были одним из наиболее частых его сюжетов. Само же Черное море - бурное или ласково-спокойное - присутствует в каждом крымском пейзаже Айвазовского. Каждый год, а иногда и несколько раз в течение года художник уезжал в Петербург, Москву или за границу, но, как всякий путешественник, непременно возвращался домой. "Это чувство или привычка - моя вторая натура. Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, меня тянет в Крым, к Черному морю", - признавался Айвазовский. Дом художник начал строить на окраине Феодосии, на пустынном в ту пору берегу, у самого моря. Айвазовский задался целью сделать дом не только удобным для жизни и работы, но намеревался устроить в нем и художественную школу "по части живописи морских видов, пейзажей и народных сцен". К 1848 году дом и рабочая мастерская были построены, а в 1865 году художник открыл и задуманную им школу, она стала называться "Общая мастерская". По своему внешнему архитектурному облику дом напоминал итальянские виллы. В нишах балкона, обращенного к морю, стояли скульптурные изображения античных богов, муз, грифонов. К балкону тянулись виноградные лозы. В сторону моря смотрели три парадные залы, где принимались гости, устраивались приемы. Кабинет Айвазовского и мастерская выходили окнами в противоположную от моря сторону и были отделены от всех остальных помещений. Художнику для работы требовались спокойствие и сосредоточенность. Циркульное окно мастерской хорошо освещало картину на мольберте, погружая все остальное в мягкий сумрак. Кроме самых необходимых предметов для работы, в ней ничего другого не было. Все располагало к сосредоточенности. Стены были выкрашены не в нейтральный, а в активный красный цвет. Возможно, это было данью памяти учителя Айвазовского Максима Воробьева, стены мастерской которого имели тот же цвет. В только что отстроенный дом весной 1848 года Айвазовский привез молодую жену Юлию Яковлевну Гревс, англичанку по происхождению, дочь петербургского врача. Она была юна, красива и широко образованна. Художник увидел ее в одном из богатых петербургских домов, где она служила гувернанткой. Одному из своих друзей он восторженно писал: "Теперь я спешу сказать Вам о моем счастье. Правда, я женился, как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено. Теперь, после восьми месяцев, говорю Вам, что я так счастлив, что я не воображал половину этого счастья. Лучшие мои картины те, которые написаны по вдохновению, так, как я женился". 1840-1860-е годы были счастливой жизненной и творческой порой Айвазовского. В 1850 году он показал сначала в Петербурге, затем в Москве только что законченную картину Девятый вал. С момента ее появления она стала самой знаменитой из его марин. Натиск бури, противоборство людей грозной стихии, упоение борьбой, отчаяние перед гибелью и надежда на спасение - все есть на этом полотне. В счастливые моменты творческого подъема создаются такие произведения. Целая серия "бурь" появляется у Айвазовского - Сигнал бури, Приближение бури, Буря на море ночью. Они чередуются с изображением спокойного элегического моря - Утро, Морской вид, Вид Крыма, Гурзуф ночью. Художник стремился разнообразить сюжеты картин. В круг его интересов все чаще входят "сухопутные" мотивы. Не счесть, сколько раз Айвазовский совершал путь из Крыма в Петербург и обратно, всякий раз проезжая через украинские степи. Виды широкого степного раздолья напоминали ему безбрежные морские пространства. Пейзажи Украины, виды ветряных мельниц, жатвы, обозы чумаков с фурами, запряженными волами, становятся темами его картин. Он первым среди русских художников стал изображать степные пейзажи. Позже художник следующего поколения Архип Куинджи, начинавший учиться у Айвазовского, в своем творчестве по-своему раскроет неповторимую красоту степного пространства. Напряженно и взволнованно работал Айвазовский в своей мастерской в Феодосии в течение весны, лета и осени, а зимой отправлялся с исполненными картинами в Петербург для открытия там очередной выставки своих произведений. В течение жизни им было устроено более 120 персональных выставок. Он открывал их не только в российских столицах, но и во многих губернских городах - Одессе, Киеве, Харькове, Николаеве, Керчи, Феодосии. Для тех лет это было явлением совершенно необычным. Ни один другой художник не может сравниться с Айвазовским в подобной просветительской деятельности. Выставка для художника не самоцель, а диалог со зрителем. Еще в 1847 году, когда Айвазовский, открыл в Петербурге свою первую выставку, поэт Аполлон Майков откликнулся на нее большой статьей. "Спасибо, г. Айвазовскому! - писал Майков. - Спасибо ему. Решиться одному выставить у нас свои произведения - есть подвиг, за который должно благодарить художника". И дальше поэт продолжал: "Художник - лицо, принадлежащее обществу, как писатель, он его слуга, его учитель, его образователь, воспитатель и воспитанник, взаимное влияние одного на другого в наше время уже не подлежит доказательству". Все выставки Айвазовского носили благотворительный характер. Сборы от них шли в помощь нуждающимся студентам, на создание библиотек, вдовам художников, инвалидам войны. Натура Айвазовского. Его характер искали общественного приложения и деятельного претворения в жизнь задуманных дел. Обосновавшись в Феодосии, он приступил к давно им намеченным археологическим раскопкам в окрестностях города. Древняя земля Тавриды хранит в себе множество исторических слоев. Люди начали обживать эти места еще с эпохи бронзы. Первые греческие поселения относятся к III - II тысячелетиям до н. э. В течение весны - лета 1853 года Айвазовский раскрыл пять курганов. Он сообщал в Петербург о результатах находок и писал, что в четырех курганах, к сожалению, ничего значительного не найдено, но зато в пятом нашли "золотую женскую головку, самой изящной работы, и несколько золотых украшений, а также куски прекрасной этрусской вазы. Эта находка дает надежду, что не напрасны будут наши труды, и все эти открытия доказывают, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!". Художник отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа. А в 1871 году в высокой части города, на горе Митридат, Айвазовский построил археологический музей, своим обликом напоминавший Античные храмы. Его стараниями музей пополнялся древностями, найденными в окрестностях Феодосии ли привезенными художником из многочисленных путешествий. В жизни родного города Айвазовский принимал самое деятельное участие. Его интересовало, например, где и как строятся новые дома, и ему небезразлично было, какой архитектурный облик приобретет Феодосия. Он стремился к тому, чтобы всякое дело, им затеваемое, приносило пользу городу и горожанам. Феодосия всегда страдала от отсутствия питьевой воды, жители собирали ее по каплям в городских фонтанах. Художник составил дарственную и обратился к городским властям: "Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население города, я дарю ему 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника". Это был щедрый и великодушный дар. В знак благодарности горожане возвели в центре города фонтан-памятник, одним из украшений которого стала бронзовая палитра, увитая лаврами с надписью "Доброму гению". На средства Айвазовского были поставлены еще два фонтана, один из которых он посвятил памяти А. И. Казначеева. Благодаря стараниям Айвазовского и его настойчивости был расширен и благоустроен феодосийский порт, что дало работу многим жителям, и проведена железная дорога в Феодосии. Но наибольшей его заботой оставалась художественная жизнь города. Стараниями Айвазовского был создан археологический музей, открыта библиотеку, построен концертный зал в центре Феодосии и, наконец, в 1880 году при его доме открылась картинная галерея, которую он завещал родному городу со всеми находящимися там на день его кончины картинами. Айвазовский был общителен и гостеприимен. В его доме, открытом для всех, не только обсуждались городские дела и рождались новые идеи по улучшению жизни феодосийцев. При жизни Айвазовского его дом был художественным и духовным центром не только Феодосии, но и всего Южного Крыма. В картинной галерее художник показывал горожанам вновь созданные картины. Гостями Айвазовского были многие известные деятели русского искусства. К нему приезжали Иван Шукшин, Илья Репин, Николай Дубовской, Архип Куинджи, его посетил основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков, а на сцене специально устроенной в выставочном зале галереи, выступали выдающиеся музыканты: Артур Рубинштейн, Генрик Венявский, Александр Спендиаров, артист Малого театра Константин Варламов. Через художественную мастерскую, созданную Айвазовским, прошли многие ученики, приобретая здесь первые навыки живописного мастерства, - известный маринист Лев Лагорио, выдающийся пейзажист Архип Куинджи и внуки Айвазовского Михаил Латри и Алексей Ганзен, маринист Адольф Фесслер, известные в будущем живописцы Константин Богаевский и Максимилиан Волошин. Не раз Айвазовский открывал в Феодосии свои выставки, устраивал городские праздники с фейерверками, музыкой, званными обедами. Гостям подавались угощения, названный в честь его картин: суп "Черное море", пирожки "Хаос", соус "Азовское море", зелень "Капри", пунш "Везувий", мороженое "Северное море", шампанское "От штиля к урагану". Но праздники лишь изредка прерывали размеренный трудовой ритм жизни. Феодосийцы считали Айвазовского душой города, своим добрым гением. В знак безграничного уважения к его личности и деятельности, "в уважение особых заслуг, оказанных им городу", Феодосия признала его своим почетным гражданином. В семье художника подрастали четыре дочери-красавицы. Юлия Яковлевна, любившая наряды, гостей, многолюдные приемы, все более тяготилась тихой жизнью в маленькой Феодосии, но ее настойчивые просьбы вернуться в столицу художник отклонял. Вместе с дочерьми Юлия Яковлевна надолго уезжала то в Петербург, то в Ялту, то в Одессу. Сославшись на необходимость дать дочерям образование, в середине 1860-х годов она осталась в Одессе навсегда. Художник женился второй раз в 1882 году на вдове феодосийского коммерсанта Анне Никитичне Саркизовой. О чувствах немолодого художника свидетельствует ее портрет, исполненный Айвазовским в год их свадьбы. Лицо молодой женщины с восточными чертами, с легкой полуулыбкой, тронувшей губы, с выразительными темными глазами выдает ум, спокойствие, женственность. Прозрачная белая шаль, окутывающая фигуру, придает облику легкость и загадочность. Художник встретил в ней верную и понимающую помощницу в своих трудах и творчестве. Семидесятые года для Айвазовского - время размышлений, духовной зрелости, осмысления творчества и жизни. Яркий колорит его марин становится более спокойным. Он искал мягкое соотношение цветов, наблюдал море в тихие пасмурные дни, когда граница между небом и водой становится неуловимой, а для художника усложняется задача передать на холсте тонкое соотношение полутонов, не сделав картину скучной, остаться верным природе. Самые глубокие и серьезные по своим живописным задачам холсты созданы им в эти десятилетия. Красивые и тонкие по живописи Радуга Море, Группа облаков, Штиль у берегов, Черного моря, мощное по грандиозности впечатления Черное море. К этому времени относятся слова одного из самых проницательных и умных критиков - художника Ивана Крамского: "никто не может сказать, чем может разрешиться в будущем И. К. Айвазовский. Одно время, лет 10 назад, казалось, что талант его исписался, иссяк, и что он только повторяет себя, но в последнее время он делает опять доказательства своей огромной живучести". Его привлекали библейские и евангельские темы, заключающие в себе общечеловеческий смысл. Возникли циклы картин Хождение о водам, Христос на берегу Галилейского озера, переход евреев через Черное море. Возвращаясь к сюжету ранней молодости, когда была написана картина Хаос, он создал грандиозное полотно Сотворение мира. Его волновали события космического характера, грандиозные земные катаклизмы. Вслед за Карлом Брюлловым он написал Извержение Везувия, по-своему трактуя гибель Помпеи и Геркуланума; создал грандиозное полотно От штиля к урагану. Художник по-прежнему много путешествовал, его интерес к жизни, событиям, к творчеству неиссякаем. В 1868 году он совершил поездку по Кавказу и Закавказью, в 1869 году присутствовал на открытии Суэцкого канала и плавал по Нилу, не раз бывал в Италии, встречался с Джузеппе Верди, ездил в Геную, чтобы собрать материал для картины об открытии Америки Христофором Колумбом. Наконец уже совсем немолодой художник совершил в 1892 году путешествие а Америку. Результатом каждой такой поездки становились новые и новые картины. В уважение к его заслугам флорентийская Академия художеств, признав его в 1876 году своим членом, заказала Айвазовскому автопортрет для галереи Уффици, где размещаются автопортреты самых выдающихся мастеров живописи. 27 сентября 1887 года Россия отмечала пятидесятилетие творческой деятельности выдающегося живописца. "Торжества и самые чествования художника носили грандиозный, почти небывалый еще у нас в России характер", - свидетельствовал один из современников. Знаменитый мастер получил поздравления от художников, актеров петербургских театров, московского Малого театра, многочисленных обществ и, конечно, от российского флота. К юбилейному дню Айвазовский открыл в античной галерее Академии художеств, где проходило чествование, выставку вновь написанных картин. "Продолжайте наделять отечественное искусство прекрасными плодами своего творчества на гордость Академии, на славу России", - напутствовали Айвазовского его собратья по искусству. Казалось бы, художник достиг полной славы, материального благополучия. Он был немолод, но так же, как и в ранней юности, продолжал неустанно трудиться. Без творчества, ежедневной работы он не мыслил жизни. Айвазовский устанавливал на мольберте огромные холсты и безбоязненно творил на них море. Одна из лучших его картин Среди волн написана им, когда ему было восемьдесят лет. Отвечая своему биографу Н. Н. Кузьмину, он писал за полгода до смерти: "На Ваш вопрос, какие картины я считаю лучшими, я ответить не могу... положительно в каждой есть что-нибудь удачное. Между всеми моими произведениями, которых, вероятно, в свете до 6000, я не могу выбрать. Вполне они меня не удовлетворяют. И теперь поэтому продолжаю я писать. Я стараюсь, по возможности, исправить прежние недостатки... Благодаря Бога, я чувствую себя здоровым и нисколько не ослабевшим к искусству. Доказательство тому - нынешнее лето - я не помню, чтобы в продолжение 60-летней деятельности я так много бы писал. О достоинстве их я не скажу, но что их писал с большой страстью - это верно". С такой же страстью он работал и в последний день своей жизни: 19 апреля 1900 года на мольберте стоял холст с начатой картиной Гибель корабля - она осталась незаконченной. С художником прощался весь город. Дорога к церкви Святого Сергия была усыпана цветами. Последние почести своему художнику отдавал венный гарнизон Феодосии. На склоне лет, словно подводя итог своей жизни, Айвазовский сказал собеседнику: "Счастье улыбнулось мне". Его большая жизнь, охватившая почти весь XIX век, от его начала до самого конца, была прожита спокойно и достойно. В ней не было бурь и катаклизмов, столь частых на картинах мастера. Он ни разу не усомнился в правильности избранного пути и до конца столетия донес заветы романтического искусства, с которого начинался его творческий путь, стремясь сочетать повышенную эмоциональность с реалистическим изображением природы. | |
ნანახია: 419 | |
სულ კომენტარები: 0 | |
შესვლის ფორმა |
---|
ძებნა |
---|
მინი-ჩეთი |
---|
საიტის მეგობრები |
---|
სტატისტიკა |
---|