Гармония формы и мотива С конца 1910-х годов время для скульптора
словно застыло. Он восприимчив к художественным веяниям 1910-х годов —
расчленению композиции, интересу к неолиту и африканской скульптуре, к
народному примитиву. Вместе с тем, не отдаляясь от современников и
участвуя в бурной парижской жизни (на выставке Салона Независимых в 1920
в Париже изображенная в виде фаллоса «Принцесса Х» вызвала общественный
скандал), Бранкузи выработал самобытный язык, внепрограммный и
внестилевой, хранящий дух древнего мастерства, и совершил прорыв в
понимании скульптуры. Отвлеченный облик его произведений основан как на
органике природы (округлые формы, лапидарный силуэт), так и на принципах
классической тектоники (золотое сечение). Мифопоэтическая насыщенность
образа вырастает из логики формы и опирается на глубинную суть
материала. На протяжении всего творческого пути Бранкузи работал над
несколькими циклами и создавал реплики одной и той же композиции в
разных материалах (дерево, мрамор, бронза), меняя лишь детали, масштаб и
постаменты. Среди излюбленных тем Бранкузи — абстрактные женские
портреты («Мадемуазель Погани», «Спящая Муза»), эротика («Поцелуй»,
«Принцесса Х»), персонажи сказок и античной мифологии («Леда»,
«Прометей», «Жар-птица», «Ведьма»), библейские сюжеты («Адам и Ева»),
животный мир («Птица», «Рыба», «Тюлень», «Черепаха», «Петух»). Один из
шедевров мастера — «Бесконечная колонна» — выявляет его приверженность
утопическому идеализму авангарда. «Спящая Муза»
Всю
жизнь проживший в Париже, Бранкузи всегда оставался верен естественной
красоте народного румынского промысла — резьбе по дереву, отношению к
скульптуре как вещи, одухотворяя ее утилитаризм. На своей родине в
Румынии мастер воздвиг ансамбль в г. Тыргу-Жиу (1937), в монументальной
форме обобщивший весь его творческий путь. Творчество Бранкузи вошло в
сокровищницу художественного опыта 20 века. Затворник по натуре,
скульптор не имел учеников или прямых последователей, однако его
самобытность и смелые искания во многом определили облик современной
скульптуры. Произведения мастера хранятся во всех ведущих музеях мира,
особенно много их в Париже и в США.
|