Утраченные шедевры
Однако гасконские стрелки того же Людовика XII, захватив Милан,
безжалостно расправились с другим великим творением Леонардо: потехи
ради расстреляли гигантскую глиняную модель конной статуи миланского
герцога Франческо Сфорца, отца Людовико Моро. Эта статуя так и не была
отлита в бронзе, потребовавшейся на пушки. Но и модель ее поражала
современников.
Погибло и другое великое творение Леонардо - "Битва при Ангиари", над которой он работал позднее, вернувшись во Флоренцию.
Ему и другому гению Высокого Возрождения Микеланджело Боунаротти было
поручено украсить зал Совета пятисот во дворце Синьории батальными
сценами во славу побед, некогда одержанных флорентийцами.
Картоны обоих вызвали восторг современников и были признаны знатоками
"школой для всего мира". Но картон Микеланджело, прославляющий
выполнение воинского долга, показался флорентийцам более отвечающим
патриотическому заданию. Совсем иные мотивы увлекали Леонардо. Но и их
воплощение не было им доведено до конца. Его новые, слишком смелые
эксперименты с красками опять не дали желаемого результата, и, видя, что
фреска начала осыпаться, он сам бросил работу. Картон Леонардо тоже не
дошел до нас. Но, к счастью, в следующем столетии Рубенс, восхитившись
этой батальной сценой, воспроизвел ее центральную часть.
Это - клубок человеческих и конских тел, сплетенных в яростной схватке.
Смертоносную стихию войны во всем ужасе беспощадного взаимного
уничтожения - вот что пожелал запечатлеть в этой картине великий
художник. Изобретатель страшнейших орудий "для причинения вреда", он
возмечтал показать в живописи ту "цепную реакцию" смерти, которую может
породить воля человека, охваченная тем предельным ожесточением, которое
Леонардо называет в своих записках "животным безумием".
Но, преодолевая кровь и пыль, его гений создает мир гармонии, где зло как бы тонет навсегда в красоте.
|