РЕПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской
обл.,-29.9. 1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленингр. обл.],
русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в
Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (кон.
1863) у Р. К. Жуковского и И.Н. Крамского и в Петербургской Академий
Художеств [1864-71; в 1873-76 пенсионер (стипендиат) в Италии и
Франции]. Чл. Товарищества передвижных художеств, выставок.
Действительный. член Петербургской Академий Художеств (1893). В годы
учёбы Репин И.Е.. сблизился с оказавшими на него большое влияние И.Н.
Крамским и др. членами Артели художников, а также с В.В.Стасовым;
познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым
её приверженцем. В 1860-е гг. Репин И.Е. работает над учебными
академическими произведениями и одновременно, вне стен Академии
Художеств - над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых
академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему
удалось добиться жизненности образов, выразительности, психологической
характеристики действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871,
Русский музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность и страстный
темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её
образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах
(портреты В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галереи. Р. Д. Хлобощина,
1868, и В. А. Шевцовой, 1869,- оба в Русском музее). В эти годы Репин
И.Е. создал большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871-72,
Московская консерватория), в который, добиваясь естественности
группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
С начала 70-x гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает
принципы народности художеств, творчества, борется против далёкого от
жизни академического искусст-ва. После поездок на Волгу, где Репин И.Е.
наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами он пришёл к её
глубокому и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870-73,
Русский музей). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем
утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Репин И.Е. передал
индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев
картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Репина стала
новым явлением в русской живописи: жанровое произведение приобрело
монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни,
не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим
положительную силу общества - народ; пластическая мощь и широта
живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания в
Италии и Франции Репин И.Е. ознакомился с искусством Западной Европы.
Наиболее значитительная жанровая картина этих лет "Парижское кафе"
(1874-75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о
наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты
парижской жизни. Во Франции Репин И.Е. написал картину "Садко в
подводном царстве" (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о
родине. Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в
овладении Репиным И.Е. пленэрной (см. Пленэр) живописью ("Лошадь для
сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский художеств, музей им. А. Н.
Радищева;
"Дорога на Монмартр в Париже", 1876, Третьяковская гал.). Вернувшись
из-за границы, Репин И.Е. едет в Чугуев, желая в общении с народом найти
темы и образы для новых произв. Здесь им написаны портреты крестьян,
отличающиеся поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом",
Третьяковская галерея, "Мужичок из робких", Горьковский художественный
музей,- оба 1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея)
Репин И.Е. изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В
конце 1870 - начало 1880-х гг. Репин И.Е., сначала в Чугуеве, а затем в
Москве, увлечённо работал над темой ("Проводы новобранца", 1879, Русский
музей; "Вечорниш", 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и
картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В
волостном правлении", 1877, Рус. музей). Эти произведения подготовили
Репина И.Е. к созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться
жизнь современной Репину России и народная тема получила бы широкое
обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней
социальных отношений, многообразие её жизни Репину И.Е. удалось
показать в картине "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83,
Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное шествие, в котором
участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие,
странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной
стихийной силы, Репин И.Е. дал в картине яркие характеристики
действующих лиц. Это произведение стало целой поэмой о бедности и
забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и др.
"хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей
существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого,
но великого и могучего. В строго продуманной композиции картины, в её
живописи про явилось высокое мастерство Репина И.Е., передавшего
световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной
жизненности сцены.
С 1882 Репин И.Е. жил в Петербурге. Появление на выставках его лучших
картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным
строем, было событием в художественной и общественной жизни России. В
1880-х гг. Репин И.Е. много работал над темой революционного движения.
Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье,
Репин И.Е. создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво
отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического
движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92,
"Не ждали", 1884-88,- все в Третьяковской галереи). В центральном
произведении цикла-"Не ждали"-изображена сцена возвращения ссыльного
домой. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы
героя. Репин И.Е. показал зрителю сложную гамму переживаний членов
семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины с
его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено
психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и
светом, для передачи которых Репин И.Е. пользуется чистыми и светлыми
цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и
возвышенное в жизни рядовых людей, Репин И.Е. придавал бытовому жанру то
высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись. В
1870-80-е гг. он создаёт и лучшие портреты. В них проявились его
демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной
портретной галерее, созданной Репиным И.Е., как и в жанровых картинах,
раскрылись существенные черты русской жизни - столь ярки в социальном
плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова
(1873), А. ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И Пирогова
(1881), П. А. Стрепетовой (1882; илл. И. Е. Р е п и н. Портрет Элеоноры
Дузе. Уголь. 1891. Третьяковская галерея), А. И. Дельвига (1882), Л. Н.
Толстого (1887) - все в Третьяковской гал.; В. В. Стасова (1883), Рус.
музей]. Высокого мастерства достигает Репин И.Е. в 80-е гг. и в графике,
в частности в портретном рисунке; графического манера он к этому
времени становится свободной, способной передавать натуру во всём
многообразии и красоте (рисунок "Девочка Ада", 1882, Третьяковская гал.,
и "Невский проспект", 1887, Рус. музей,- оба карандаш). В 1880-1900-е
гг. Р. много работает над иллюстрациями.
Репин И.Е. был также выдающимся художником в области исторической
живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися
современностью. Репина И.Е. привлекали сильные натуры, судьбы которых
связаны со значительными, историческими сдвигами, привлекали
психологические и драматические задачи ("Царевна Софья", 1879,
Третьяковская гал.). Картина -"Иван Грозный и сын его Иван" (1885,
Третьяковская гал.), поражающая силой переданных в ней страстей и
экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним
значительным историческим произведением Репина И.Е. была картина
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, Рус. музей;),
главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно
отстаивающий свои интересы." В 1890-е гг. Репин И.Е., переживая
известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его
статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам
считать его отступником от идей демократической эстетики, но к концу
90-х гг. Репин И.Е. вернулся на прежние позиции. В поздний период при
отдельных удачах, Репин И.Е. уже не создал картин равных произведениям
1870-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг.- это графические
портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим,
артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская
гал.), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и
живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному, групповому
портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен
совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03,
Рус. музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей
эпохи, творчество Репина И.Е. - одна из вершин русского
демократического искусства. В 1894 - 1907 Репин И.Е. преподавал в
Академии Художеств (в 1898-99 - ректор), став учителем И. И. Бродского,
И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих других.
После 1917 Р., живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899), оказался
за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии,
Репин И.Е. не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В
"Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный
музей. Мемориальный музей Репина И.Е. есть также в Чу-гуеве. В 1958 в
Москве открыт памятник Репину И.Е. (бронза, гранит, скульптор М. Г.
Манизер, арх. И. Е. Рожин).
|