Веласкес. Триумф Вакха - "Пьяницы".
Картина написана, или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629
году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность
художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на
мифологический сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их
бурной, чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии
Николя Пуссена.
Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских
бродяг в компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь
изображен как друг и помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на
колени солдата, который, вероятно, заслужил такую награду за такое
пристрастие к выпивке. Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог
сидит на бочке с вином скрестив ноги. Один из участников пирушкиподносит
к губам волынку, чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный
момент. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых
трудах и заботах. Но особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо
крестьянина в черной шляпе с чашей в руках. Его улыбка передана необычно
живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает
неподвижным его черты.
Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны как и все прочие, с
натуры, с крепких деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь
представителей социальных низов, передав правдиво и ярко и
хвыразительный облик, огрубевшие под знойным солнцем лица, полные
простодушного веселья, но в то же время отмеченные печатью сурового
жизненного опыта. Но это же не просто пьяная пирушка: в картине есть
ощущение вакхической стихии. Художника интересует не собственно
мифологическая сторона домысла, а возникающая благодаря введению
мифологических пресонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы
приобщение к силам природы.
Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют
"возвышенное" и "низменное". В его изображении Вакх - плотный юноша, с
мирным простодушным лицом - приобрел чисто человеческие качества. В то
же время, окружающие его бродяги, в облике которых он не скрывает черт
низменности, лишены вульгарности. В их образах, исполненных удали,
душевного размаха, грубоватого веселья, есть что-то крупное и
значительное.
Колорит отличается теплыми тонами, стремление передать единство
красочного многообразия мира. Переход (слева направо) от античности к
реальности. Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого
плана.
|